Posted 1 февраля 2011,, 21:00

Published 1 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:45

Updated 8 марта, 06:45

«Театр пошел в разведку»

«Театр пошел в разведку»

1 февраля 2011, 21:00
В эти дни Театр на Таганке начинает работать в экспериментальном режиме. Цель новых взаимоотношений внутри коллектива сводится к тому, что в ближайшие месяцы Юрий Любимов введет в своем театре строгую контрактную систему. Иными словами, он сам (то есть не ориентируясь на предписания чиновников и профсоюза) будет решать

Вопросом о переводе театра на автономное существование Юрий Любимов был обеспокоен еще в 1980-е годы, до своего отъезда из Советского Союза. В начале 1990-х, когда сменился политический режим, он к этой идее неоднократно возвращался, но, поскольку система распределения денег на культуру мало изменилась с советских времен, идею снова трудно было осуществить. В итоге в декабре 2010 года на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» Юрий Любимов заявил, что подает в отставку, поскольку вместо творчества он вынужден все больше и больше заниматься «бумажной волокитой». «С театрами так обращаться нельзя, – подчеркнул Юрий Петрович. – Это мы сказали в Думе. Каждый из нас, не сговариваясь, вышел и сказал, что управлять нами чурки и табуретки не могут. Они ничего не понимают. Я не собираюсь без конца писать, сколько театру нужно гвоздей, сколько досок, сколько краски. Это полный и законченный идиотизм». После репортажа в «Новых Известиях» (от 8 декабря 2010 года) Юрия Любимова пригласил к себе премьер-министр Владимир Путин, затем состоялась встреча и с мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Как сообщила «Новым Известиям» супруга и ближайшая помощница режиссера Каталин Любимова, Путин и Собянин во время декабрьских встреч поддержали Юрия Петровича – позволили ввести автономию в театре. При этом Сергей Собянин с радостью подчеркнул, что Любимов не боится экспериментов и станет пионером в той реформе, которую давно пора начинать.

«Если вдруг нововведение не удастся, то Юрий Петрович не видит смысла дальше работать, – говорит Каталин. – Хотя по всему миру контрактная система приносит прекрасный результат. Артист должен знать, что за плохую работу с ним могут прекратить отношения. А в России пока складывается так: как только человек попадает в штат, с этого момента он перестает работать. Кроме того, многие артисты редко выходят на сцену, но уволить их достаточно трудно, поскольку за них заступается профсоюз. Бывает, что очень хорошую зарплату получает артист, хотя выступает всего четыре раза в месяц. И совершенно очевидно, что такое отношение к труду поощрять нельзя. Все-таки артисты тоже должны понимать, что так дальше нельзя. У них в контрактах будет четко написано, на что они имеют право, а на что – нет. Впрочем, есть и другая польза от контракта. Например, Юрий Петрович сможет регулировать зарплаты, ведь кто, как не художественный руководитель, лучше знает, кто сколько стоит. Ведь он с артистами работает каждый день».

На вопрос «Новых Известий», когда именно планируется переход на автономное существование, Каталин Любимова ответила: «Экспериментальная работа уже началась. Наш театр пошел в разведку. Каждый месяц мы будем встречаться в департаменте культуры Москвы с Галиной Лупачевой и докладывать, что достигнуто и что не сделано. Первые результаты нашего эксперимента должны быть ясны к 11 апреля. Затем эксперимент продлится до окончания сезона, а уже в новом сезоне мы полностью перейдем на новый принцип работы».

"