Posted 1 февраля 2005,, 21:00

Published 1 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Бубновое шоу

Бубновое шоу

1 февраля 2005, 21:00
Сегодня в Третьяковке начала работать выставка «Бубновый валет», которая в прошлом году побывала в Монако и Петербурге. Специально для нее галерея перекрасила свои залы и спрятала картины из постоянной экспозиции.

В 1910 году группа молодых московских художников-скандалистов решила устроить эпатажную выставку под названием «Бубновый валет». Картины этих хулиганов от искусства напоминали пестрые подносы, афиши провинциальных балаганов и народные лубки. Современники все это иным словом, как мазня, не называли. «Эта беззастенчивая карта... напоминает скорее лечебницу для душевнобольных, чем выставку художественных произведений», – писали газеты сразу после вернисажа. Название выставки, придуманное лидером движения художником Михаилом Ларионовым, тут же превратилось в ярлык для авангардистов, сезаннистов, кубистов и прочих «истов». Дело в том, что даже в названии была доля эпатажа: «бубновым валетом» в дореволюционной России называли отпетого франта, мошенника или подлеца. Именно из этого котла скандала и провокации рождался русский авангард: через выставки сообщества художников «Бубновый валет» прошли едва ли не все главные персоны искусства 10-х годов ХХ века (в том числе Малевич и Татлин). Костяк объединения составляли Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Они перенесли на русскую почву манеру Сезанна (специально для московской выставки Пушкинский музей дал некоторые свои западные полотна 10-х годов) и обогатили французский постимпрессионизм московскими мотивами.

На Западе между тем очень хорошо знают русский авангард в его революционном варианте (Малевич или Кандинский), и почти никто не слышал о художниках «Бубнового валета», хотя они подняли на щит русский народный примитив. Именно этим желанием просветить и поразить западную публику можно было бы объяснить устройство в Монако первого «бубнового шоу». Затем уже на волне успеха этой экспортной выставки Русский музей и Третьяковка захотели принять ее в своих стенах. Ни в советские времена, ни в перестроечные годы мастеров «Бубнового валета» в полном объеме у нас не показывали. Тем более с такими эффектными комментариями и разделами (например, отдельный зал отведет ню у «бубнововалетцев»).

Выставка в Третьяковке уникальна не только количеством картин (из 3 столичных и 15 региональных музеев), но и тем, что ее инициаторами на этот раз стали не государственные музеи, а частные коллекционеры, при том что обустройство экспозиции обошлось более чем в миллион долларов. Специально для выставки Третьяковка перекрасила унылые стены Дома художника и установила в своих залах специальное освещение. В этом плане выставка в Третьяковской галерее такая же новаторская, как и сам «Бубновый валет». В 10-е годы некоторые газетные репортеры утверждали, что в лексиконе гадалок валет бубновой масти означает «молодость и горячую кровь». Как раз горячей поддержки меценатов сегодня не хватает многим нашим государственным музеям.

"