Posted 30 ноября 2014,, 21:00

Published 30 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:00

Updated 8 марта, 04:00

Скоро будет апрель

Скоро будет апрель

30 ноября 2014, 21:00
Премьера оперы «История Кая и Герды» (по сказке Андерсена) прошла на Новой сцене Большого театра. Музыку к истории о Снежной королеве написал композитор Сергей Баневич.

Это опера с давней сценической историей: партитуре Баневича много лет, она не раз привлекала внимание российских театров. Музыка, в которой песни персонажей похожи на номера из мюзикла, а перепады эмоций выражены с детской непосредственностью, несомненно, может порадовать ребятишек и их родителей: по волнам легких звуков «плывешь» уютно и с комфортом. Для Большого театра Баневич дописал несколько эпизодов, а оркестр под управлением Антона Гришанина все добросовестно исполнил. Стихотворное либретто в основном следует сюжету Андерсена, но с усиленной назидательностью, кроме того, Кай и Герда не брат с сестрой, а влюбленные. Персонажи разведены на два полярных лагеря. Один возглавляют злые тролли, орудующие осколками зеркала, второй – добрый Фонарщик в клетчатом шарфе и цилиндре, он же поэт и философ, вещающий о морозе в сердцах людей.

Постановочная команда «Кая» – юный режиссер Михаил Белянушкин и маститый сценограф Валерий Левенталь – отнеслась к делу добросовестно. Декорации меняются от каменных скал, в которых живут уроды-тролли, – такого же скального цвета – до покрытых блестящими сосульками чертогов Снежной королевы, где, тихо и зловеще напевая, призраки замерзших детей выкладывают из льдинок слово «вечность». Ездят по сцене пряничные домики городка, в котором живут Кай с Гердой, качаются засохшие деревья, в дуплах которых обитают разбойники, незыблемо, как пуп земли, стоит кресло-качалка у горящего камина в домике Бабушки. Метет надоевшая за зиму метель, изменившийся Кай ловит кайф, говоря людям гадости, но добродетельная Герда поет о том, что скоро будет апрель. Тролли чешутся и дерутся, забрасывая лед в душу Кая (двое голосистых заводил – Арсений Яковлев и Олег Цибулько – при этом азартно фыркают). Живописные разбойники кидаются свиными окороками, молчаливые слуги Королевы зловеще трясут алебардами. В финале все поют «Пусть будет радость в каждом доме, пусть будет счастье в каждом доме, пусть будет память доброй, а не злой».

Белянушкин, хоть и в старомодной форме «представления на детской елке», ухватил ключевую идею Андерсена: идиллия должна уметь защищаться, счастье не дается даром, а самое страшное – когда и тебя никто не любит, и ты в людях не нуждаешься.

Только неинтересное появление Северного оленя смущает: голос животного слышен из-за сцены, а на сцене воздвигается белая «гипсовая» скульптура с рогами, напоминающая изваяния в провинциальных советских парках. Хотелось бы чего-нибудь более эффектного, но с эффектами в спектакле вообще недобор. Взять, например, появление Снежной королевы. Чего только не обещали в этой ключевой сцене создатели постановки! Мол, нынешние дети воспитаны на планшетах и мультиках, и, чтобы чада не заскучали, нужно сделать оперу зрелищной-зрелищной. Результат оказался скромным: на заднике возникло изображение трех коней (это в эпоху мультимедиа, когда виртуальная тройка могла бы скакать и скакать!), а Снежную королеву в черно-серебристом платье (Светлана Шилова – ну, леди Макбет в апофеоз торжества) вынесли на носилках. И ключевой момент финала – освобождение Кая от чар Королевы и победа тепла над равнодушием, тут можно было сделать феерию – не отмечен ничем, кроме объятий героев на авансцене: это «горячее» прикосновение, по замыслу, растапливает и зимний, и душевный холод.

В общем, режиссер Белянушкин периодически уходил в тень, особенно в массовых сценах. Хор местами хаотично топтался, как будто не зная, что делать, или вообще не делал ничего, как например, в гулянье на городской площади. Уже побегали горожане, и посмотрели на проходящий духовой оркестр, и прошлись туда-сюда, а музыка все звучит, но действия уже никакого нет. Хоть бы станцевали или в снежки поиграли, что ли. И почему из всех возможностей театральной технологии задействован один-единственный полет Герды на Олене? Положение частично спасали приглашенные театром жонглеры и балетный эпизод-вставка в кукольном представлении (Стойкий оловянный солдатик в дуэте с Балериной), но усугубляли несколько стерильные исполнители главных партий (Борис Рудак – Кай и Кристина Мхитарян – Герда). Живым актерским темпераментом, столь необходимым в детском спектакле, выделялись разве что Андрей Жилиховский (Фонарщик) и Екатерина Арну (Маленькая разбойница). Они, кстати, и пели отменно. Но красивому спектаклю, который при всех недочетах не назовешь неудачей, не хватало атмосферы динамичного, завораживающего волшебства.

"