Posted 30 ноября 2009,, 21:00

Published 30 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:20

Updated 8 марта, 07:20

Не только «Рабыня Изаура»

Не только «Рабыня Изаура»

30 ноября 2009, 21:00
В Москве завершился фестиваль бразильского кино. Фест проходил во второй раз, так что москвичи уже не понаслышке знают о том, что в Бразилии снимают не только душещипательные сериалы, но и более «сложное» кино, и что не «Рабыней Изаурой» единой жив бразильский кинематограф. Впрочем, в представленных на фестивале фильма

Как справедливо отметил на открытии фестиваля посол Бразилии в России Карлос Антонио да Роша Параньос, «русские люди воспринимают Бразилию как страну с красивыми пейзажами, где есть океан, красивые девушки, футбол». И добавил: «Я рад, что у российского зрителя появится возможность познакомиться с другими сторонами бразильской жизни». Такая возможность представилась буквально через несколько минут: фильмом открытия стала лента «Мое имя не Джонни» (режиссер Мауро Лима). Драма, основанная на реальных событиях, повествует о жизненном пути успешного музыкального продюсера Жоао Гилерме Эстрелла, который начинал как кокаиновый дилер (а также и потребитель собственного товара), бездумный повеса и никчемный в общем-то тип. Но вовремя полученный тюремный срок остудил его разгульный пыл, парень перевоспитался и нашел себя в музыкальном бизнесе, где здравствует и по сей день. Нравоучительная драма изобилует картинками вечеринок с наркотическим угаром и всеми сопутствующими данной теме эпизодами. Безусловно, это удачный фильм для иллюстрации слов посла, но все же отнюдь не для открытия фестиваля, которое хотелось бы видеть более праздничным. Хотя выбор организаторов вполне объясним: «Мое имя не Джонни» – один из самых успешных бразильских фильмов прошлого года, получивший множество наград, да и главную роль в нем играет популярный бразильский актер Селтон Мелло (на фесте в Москве было представлено сразу три фильма с его участием).

В программе было 4 документальных фильма, и на них была возложена серьезная миссия. Все представляют интерес. И «Нелсон Фрейре» – о пианисте-самородке из бразильской глубинки, ставшем признанной международной звездой, и «Автобус 17», с беспощадной документальной достоверностью рассказывающий о похищении пассажирского автобуса в Рио-де-Жанейро, которое произошло в июне 2000 года, и политические «Антракты», повествующие о предвыборной президентской кампании Луиса Инасио Лула да Силва в 2003 году. Но русскому зрителю, пожалуй, ближе всего картина Эдуардо Коутиньо «Москва». Режиссер скрупулезно воспроизводит закулисье бразильского театра Галпао Сине Орто. Труппа репетирует чеховских «Трех сестер». Нам предложено проследить процесс рождения спектакля от «застольного» периода до репетиций на сцене. Сначала, возможно, сложно угадать в этих колоритных бразильских женщинах-актрисах русских Машу, Ирину и Ольгу. Но режиссер настолько тонко проводит репетиции, настолько правильные задачи ставит перед участниками спектакля, что актрисы и актеры путем погружения не только в личности своих героинь, но и в свою собственную жизнь пропускают эту историю через себя и буквально на глазах превращаются в чеховских персонажей. И смотрится «Москва» уже не как документальный рассказ о театральных репетициях, а просто как мини-фильм «Три сестры».

Основная игровая часть фестиваля была составлена из более легких картин, и серьезными проблемами зрителей никто не «грузил». Зрители легко могли окунуться в яркую, праздничную, почти карнавальную атмосферу, отвлечься от серых будней осенней Москвы. Этому как нельзя лучше способствовали романтические комедии, которые в Бразилии умеют делать очаровательными и не глупыми. Правда, без сериального «следа» все равно не обошлось – фильм о жизни двух пар молодоженов «Нормальные» (режиссер Жозе Алваренга Жуниор), к примеру, основан на популярном в Бразилии телесериале. А сюжет ленты «Будь я тобой-2» (режиссер Даниэл Фильо) напоминает нашу «Любовь-морковь». Здесь супруги, уставшие от семейных разборок, тоже неожиданно меняются телами.

Популярный бразильский режиссер Бруно Баррето (автор одного из самых известных в истории бразильского кинематографа фильма 1976 года «Дона Флор и два ее мужа») был представлен на фесте двумя комедиями – «Вспомогательный счет» и «Босса нова». В романтической комедии «Босса нова» были как раз в наличии в полной мере и радующие глаз умопомрачительные пейзажи, и прекрасные девушки, и океан, и даже футбол. Но эта стереотипная канва лишь мило дополняла историю зарождения любви между преподавательницей английского языка Мэри-Энн и адвокатом Педро Пауло, развивающуюся под музыку босса нова.

"