Рус
Eng

«Оставьте, наконец, Хармса в покое!» Общественность вступилась за питерское граффити

«Оставьте, наконец, Хармса в покое!» Общественность вступилась за питерское граффити
«Оставьте, наконец, Хармса в покое!» Общественность вступилась за питерское граффити
1 ноября 2021, 12:10КультураФото: Фото: Соцсети
Несмотря на то, что суд Петербурга постановил закрасить это популярнейшее изображение репрессированного поэта, журналисты, искусствоведы и общественные деятели пытаются защитить его

«Новые Известия» уже писали об этой проблеме полгода назад, увы, решения ее до сих пор не найдено. Вернее, найдено, но это решение нельзя не назвать варварским. 26 октября Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга постановил закрасить в течение месяца граффити с портретом Даниила Хармса на доме № 11 по улице Маяковского, где писатель жил с 1925 по 1941 год, до ареста. В 1942 году он умер от истощения в «Крестах». Дело слушалось несколько месяцев с апреля этого года.

Эта настенная роспись была создана художниками Пашей Касом и Павлом Мокичем в 2016 году в рамках параллельной программы международной выставки Manifesta 10 и за пять лет, как отмечается в петиции, успела стать городской достопримечательностью.

Возбудили же дело на основании иска администрации Центрального района Санкт-Петербурга, что само по себе показательно.

Между тем, с письмами в защиту граффити выступили сотрудники Государственного Эрмитажа и Русского музея, известные искусствоведы, написавшие открытое письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой. Там, в частности, сказано: «Убедительно просим Министерство культуры Российской Федерации инициировать приостановку исполнения решения Дзержинского районного суда и найти возможность создать охранный статус для этого уникального произведения искусства». Однако суд не стал рассматривать их экспертизу при вынесении решения. На сайте change.org создана петиция с требованием оставить Хармса в покое, под ней уже подписались более 30 тысяч человек.

Социальные сети с горечью восприняли решение суда.

Журналист Игорь Шулика недоумевает: «А чем им помешал Хармс? Только тем, что в этом доме его арестовали, чтобы потом сгноить в тюрьме...»

Общественный деятель Вера Афанасьева пишет: «Не удивлюсь, если дедушкой судьи был один из тех, кто на «воронке» забирал Хармса…»

Искусствовед Дмитрий Гражевич сравнивает два эстетических феномена:

«Все, что надо знать об эстетическом понимании российской власти 20-х годов 21 века. Вверху "Хармс" - свободное граффити в Петербурге, которое много лет украшало дом на улице Маяковского, где жил поэт, и которое собираются стереть по решению местных чиновников-архитекторов. Им некрасиво. К этому граффити водят экскурсии туристов, место давно стало культовым культурным местом Питера.

Снизу несвободное (то есть официальное) как бы граффити "Юнармейцы" на Таганской площади в Москве. Туристов у этой "картины" вряд ли можно встретить, хотя Таганка является культовым историческим местом Москвы. Разве что тут собираются кремлевские титушки перед очередным походом на Мемориал. Совершают тайные обряды.

Свидетели, садитесь. У суда Истории больше нет вопросов…»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter