Posted 31 октября 2005,, 21:00

Published 31 октября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Скотч для Кончаловского

Скотч для Кончаловского

31 октября 2005, 21:00
В московской галерее «Дом Нащокина» к 130-летию со дня рождения Петра Кончаловского, живописца, одного из основателей «хулиганского» объединения «Бубновый валет», и дедушки режиссеров Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского проходит выставка, в которую вошли работы из семейного собрания внуков художника и частных колле

Многие картины до того как попасть в галерею украшали жилища именитых режиссеров, внуков Петра Кончаловского – Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Правда, куратор выставки Евгения Хилькевич призналась «Новым Известиям», что точно не знает, какие именно работы доставлены в «Дом Нащокина» из хранилищ, а какие – прямо из домов режиссеров. «Думаю, в домах Михалкова и Кончаловского висят те картины, которые оформлены в хорошие рамы», – поделилась секретом Хилькевич. Впрочем, на этом загадки выставки не заканчиваются.

Основная гордость экспозиции – 27 работ, ранее никогда и нигде не выставлявшихся, а радовавших исключительно семью Михалковых-Кончаловских и частных коллекционеров. Но если Никита Михалков отважился признаться, какие из выставленных работ сейчас находятся в его собственности, то Андрей Кончаловский и другие наследники (вообще запретившие кураторам выставки разглашать свои имена) предпочли не докладывать общественности, какие шедевры находятся в их коллекциях. Поэтому часть картин представлена как «из коллекции семьи».

Не исключено, что такая таинственность связана со скандалом вокруг дележки наследства Петра Кончаловского. Напомним, что, согласно его завещанию, все картины перешли в собственность сына Михаила. После смерти Михаила Петровича в 2000 году картины были поделены между внуками Петра Кончаловского. Но, как это обычно бывает, родственники делили наследство со скандалом и судом. Родственники заподозрили одного из внуков Лаврентия в том, что при разделе картин он припрятал в своих закромах часть работ. И, разобидевшись на Лаврентия, даже не включили его в семейный фонд Петра Кончаловского.

Впрочем, тем, кому до скандалов вокруг наследства Кончаловского нет никакого дела, могут в полной мере насладиться творчеством живописца. Кураторам удалось собрать в одном месте картины, созданные Кончаловским в различные периоды его жизни. «Все 50 работ заслуживают особого внимания, но самыми ценными являются картины раннего периода творчества – от 1908 до 1913 годов. Их коммерческая и художественная ценность велика прежде всего потому, что картин раннего периода сохранилось очень мало. Свои первые картины Кончаловский уничтожал, он их просто рвал», – говорит Хилькевич. Представлены на выставке и работы, которые были созданы Кончаловским во время его участия в объединении «Бубновый валет». Как известно, Кончаловский был одним из его организаторов. Бубнововалетцы считались хулиганами своего времени, они творили так, как хотели, как считали нужным, – ярко, сочно, неординарно. А современники называли их работы мазней. Кстати, именно бубнововалетцы первыми в России уделили особое внимание женской обнаженной натуре. Они поставили изображение женской натуры в центр живописного искусства и ввели этот жанр в курс учебных заведений. «Ню» в исполнении Кончаловского присутствует и на выставке в «Доме Нащокина».

На выставке есть работа, которая выставляется с исключительно оригинальной подачей. Дырявый портрет Г.А. Егоровой, созданный в 1934 году, из коллекции Никиты Михалкова приклеен к стене скотчем. Но, как выяснилось, картину демонстрируют таким образом не с целью эпатажа публики. Эта редкая картина хранилась у Никиты Михалкова без подрамника. На выставку она попала за два дня до открытия. Ее могли и не выставить, но и натягивать на подрамник было нельзя: она в очень плохом состоянии и от натяжения могла рассыпаться. Поэтому решили прибегнуть к такому неэстетичному методу – приклеить на стену скотчем.

"