Posted 31 октября 2004,, 21:00

Published 31 октября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Не утомленный солнцем

Не утомленный солнцем

31 октября 2004, 21:00
Завершившийся на днях Шестой съезд Союза кинематографистов России не решил ни одного вопроса творческого и финансового характера. Бурный скандал, разразившийся в рядах актеров и режиссеров, завершился ничем. Никита Михалков сохранил свой пост, но при этом стало ясно, что этот союз никого больше не объединяет.

«К сожалению, мой фильм «Гараж» не устареет никогда. Вернувшись отсюда, я вполне могу написать продолжение ленты», – так охарактеризовал Шестой съезд Союза кинематографистов режиссер Эльдар Рязанов. Двое суток кинематографисты, практически не выходя из зала Дома кино, распинали друг друга (слово «сволочь» из уст того же Рязанова было самым ласковым из эпитетов), проклинали судьбу, Россию, Папу Римского, собственный союз и, конечно же, его главу – Никиту Михалкова. На повестке дня из утвержденного накануне списка вопросов съезда смогли поднять только один – о доверии действующему председателю СК Никите Михалкову.

Председатель, как положено по уставу и по регламенту съезда, отчитался о проделанной им за последние четыре года работе, закончив свою речь, изобиловавшую эпитетами, метафорами, торжественным «Я выполнил свое обещание, данное вам». После отгремевших аплодисментов в зале повисла зловещая пауза. В перешептывании слышалось: «А что он обещал-то и что выполнил?». А обещал Никита Сергеевич на предыдущем, 5-м съезде разобраться, кому в конце концов принадлежит Киноцентр после развала СССР, закроют или нет Музей кино, и в конце концов что будет с Домом кино, который надо либо реставрировать, либо сносить. Еще Никита Сергеевич заверял тогда, что не позволит развалиться союзу, что сплотит всех, переделает СК в профсоюз, приумножит богатства и прочее.

Четыре года позади. Сухой итог. Московский союз профсоюзом не стал, у СК огромный долг, а вернуть не из чего – доходы намного меньше расходов. С Киноцентром и того хуже – у союза как было 32% его акций, так и осталось, и пока слово СК России в его судьбе далеко не последнее. Да и с Домом кино так ничего и не решили. А уж про хваленую сплоченность и говорить нечего. Председатель Московского союза, сценарист Павел Финн, напомнил на съезде о том, как раздор сеялся на протяжении семи лет. С создания двух национальных кинопремий («Ники» и «Золотого орла») все только начиналось. Непонятно из чего кристаллизовалась Российская академия кинематографических искусств и наук, в которую попали сугубо избранные, особо приближенные к «императору». Говорилось о том, как Никита Сергеевич пытался уничтожить Форум национальных кинематографий, организовав ровно за неделю до очередного форума свой собственный, на который почти никто не пришел, и он провалился. По той же схеме возник фестиваль в Смоленске, пытающийся «подвинуть» форум стран СНГ и Балтии «Киношок». И хотя доклад Михалкова признали «удовлетворительным», председателю припомнили все – и продажу дома творчества «Красная Пахра», и мизерную плату за сдаваемые в аренду помещения союза. Когда же атмосфера накалилась до предела и присутствовавшие начали называть друг друга фашистами, оргкомитет постановил выбрать нового председателя и под его чутким руководством разбираться со всеми остальными вопросами. Пришли к этому решению на исходе уже второго, заключительного дня съезда, до проблем самой кинематографии так и не добравшись.

Происходящее далее свидетельствовало только об одном: о полном хаосе, творящемся в союзе. После того как почти все выдвинутые на пост председателя СК кандидаты (в числе которых были Станислав Говорухин и Эльдар Рязанов) взяли самоотвод, в списке для голосования остались Никита Михалков и актриса Елена Цыплакова. Неожиданным образом Михалков получил всего 64,5% голосов, Цыплакова – 35,5%. И тут выяснилось, что для победы по уставу требуется 75%, но к тому времени из 972 делегатов съезда в зале Дома кино остались лишь 189 человек. Тогда Никита Сергеевич сам предложил: «Кто за то, чтобы признать меня председателем?». Нестройные ряды рук потянулись вверх: 180 голосов «за» и 9 «против». Вот вам и кворум!

После съезда не стало ясно, что же будет дальше. Закроют ли Дом кино? Похоронят ли Музей кино? И что станет с самим союзом? Ведь на съезде не было тех режиссеров, которые делают погоду в русском кино, как в нашем прокате, так и на международных кинофестивалях. Не было ни Алексея Балабанова («Брат»), ни Александра Рогожкина («Кукушка»), ни Петра Буслова («Бумер»), ни Егора Кончаловского («Антикиллер»), ни Андрея Звягинцева («Возвращение»), ни Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского («Коктебель»), ни Алексея Сидорова («Бригада»), ни Валерия Тодоровского («Мой сводный брат Франкенштейн»). Им все это просто неинтересно.

"