Posted 30 сентября 2014,, 20:00

Published 30 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

Актер Эммануил Виторган

Актер Эммануил Виторган

30 сентября 2014, 20:00
В начале сентября закончились съемки нового полнометражного фильма Бориса Грачевского о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной разных поколений. Эммануил ВИТОРГАН играет отца главного героя. Роль далась актеру легко, ведь в его жизни взаимоотношения со взрослым сыном Максимом занимают значительное место. Корреспонд

– Фильм «Между нот, или Тантрическая симфония», в котором вы только что снялись, ставит проблемы любви и общения между представителями разных поколений. Вам не кажется, что никакой пропасти между поколениями на самом деле не существует? Дело в обычном неумении понимать и слышать друг друга?

– Думаю, проблема поколений все же существует. Все становится сложнее и запутаннее, если разные люди далеки друг от друга по возрасту. У любого поколения, пришедшего на этот свет, возникает некий конфликт с теми, кто их создал. Это естественно, на мой взгляд, так было всегда. И очень важно, понимая, что проблема есть, сохранять нормальные взаимоотношения.

– Вы работали с разными режиссерами и в кино, и в театре. Что скажете про нынешние съемки?

– Мне показалось, что это интересное, серьезное кино. И я не ожидал, что все будет так хорошо организовано. Каждый, во главе, естественно, с Грачевским, знал, «что, зачем и почему должен делать на площадке». Это было совершенно явно и очень меня порадовало. Хотя моя роль не такая большая и я присутствовал, конечно, не на всех съемках.

– В жизни вы похожи на своего героя?

– И в театре, и в кино я всегда проживаю чужие жизни, вступаю в иные взаимоотношения. Если бы это было мое личное дело, я мог бы в чем-то соглашаться, не соглашаться с происходящим, но на съемках есть материал, образ, созданный автором и режиссером. И я не могу сказать, что я проживаю на экране свою жизнь. Но, во всяком случае, какая-то частичка меня в образе отца Кирилла присутствует. В жизни, как и в фильме, по отношению к своим родным и близким я очень чуток. И самое важное, что я понял, – не надо спешить с выводами. И это я постарался максимально отобразить, снимаясь в фильме «Между нот, или Тантрическая симфония».

– А у вас с сыном Максимом всегда полное единомыслие по всем вопросам?

– Я думаю, что нет. Как, наверное, у всех родителей с детьми, разногласия у нас случаются. Но, должен вам сказать, я прислушиваюсь к тому, о чем говорит Максим, присматриваюсь к тем поступкам, которые он совершает. Мне очень интересно, чем живет его молодое поколение, как оно растет, куда движется. И я могу сказать достаточно объективно, не только потому, что говорю о любимом сыне: то, что Максим делает в жизни, мне очень нравится. Я люблю его честность, искренность, хотя иногда он может быть излишне прямолинеен. И, на мой взгляд, если судить по поступкам и взаимоотношению с людьми, он сейчас проживает хороший период в своей жизни.

– Вы долгое время работали в театре Маяковского. Несколько лет назад туда пришел новый худрук. Миндаугаса Карбаускиса называют экспериментатором. Как вы относитесь к тому, что он делает в «Маяковке»?

– К огромному моему сожалению, я вынужден был уйти из театра Маяковского. Не буду рассказывать подробности, но это случилось после ухода из жизни Андрея Александровича Гончарова, я не смог пребывать в том воздухе, который был создан новым главным режиссером. А сейчас мне очень нравится разнообразие в театральной жизни. Кажется очень полезным и замечательным то, что делает Миндаугас Карбаускис. Еще люблю постановки моего друга Римаса Туминаса в театре имени Вахтангова.

– Скажите, а в постановках вашего антрепризного театра присутствуют современные формы?

– Не так ярко и разнообразно, но попытки есть. Сейчас я репетирую два спектакля. Один из них я сам ставлю со своими бывшими учениками, другой готовит другой режиссер. Так я готовлюсь к своему семидесятипятилетнему юбилею. С трудом выговариваю эти цифры, потому что только недавно понял, сколько мне лет!

– Эммануил Гедеонович, вы живете в центре Москвы, как вы относитесь к городским нововведениям? Пользуетесь ли платными парковками в центре?

– Платные парковки существуют давным-давно в большинстве стран. Хотя, может быть, для нас их появление случилось слишком неожиданно. Но мы, действительно, сидя за рулем, чувствовали себя хозяевами, во всем превосходящими пешехода и, мягко говоря, обнаглели. Теперь справедливость восторжествовала. Главное, чтобы цены не возросли слишком сильно. Должен вам сказать, что сам я не вожу машину. Когда-то попал в аварию, с тех пор за руль больше не сажусь. Поэтому, когда снимался в фильмах, где был за рулем, рядом ехали гаишники и в рупор кричали: «Все в сторону».

– Как вы думаете, должно ли искусство реагировать сразу на политические события? Например, на Украине готов мультфильм «Организация обеспокоенных наций».

– Вы знаете, невозможно описать словами, насколько болезненно я воспринимаю то, что происходит сейчас между Россией и Украиной. Не хочу ничего комментировать, но это колоссальная печаль и полнейшая неожиданность. Невозможно было даже в самом страшном сне предположить, что украинцы и русские будут уничтожать друг друга. У меня все родные и близкие – а их огромное количество (у папы было десять сестер и братьев, у мамы – одиннадцать) – одесситы. Поэтому я очень часто бывал в Одессе. Да и вообще я объездил, по-моему, все украинские города и веси. И помню, как тепло меня там принимали. Поэтому я до сих пор, несмотря на то, что уже прошло энное количество времени этого конфликта, ошарашен и не могу никак поверить в гибель людей.

– Я знаю, что вы по-прежнему много снимаетесь. В этом году вышел фильм «Стартап» с вашим участием. Там история связана с соцсетями. Как вы к ним относитесь? Вас можно найти в «Фейсбуке»?

– Да, я есть в «Фейсбуке». Но ведут его сотрудники моего культурного центра и моя супруга, уделяя сегодня достаточно много времени вообще соцсетям. Но я в курсе. Мне все показывают или я сам при их же помощи читаю.

– Как вы относитесь к фильмам, которые демонстрируют только новые технологии?

– Для меня гораздо важнее человеческие отношения. Но, несмотря на свою тупость, я понимаю, почему побеждают технологии. Время дает о себе знать. Громаднейшее большинство молодых людей не перелистывают бумагу в книгах. Это кажется мне неверным. Когда ощупываешь странички, появляется ощущение присутствия.

– Самый любимый проект, в котором вы принимали участие?

– Не могу назвать, бывают разные истории. Иногда сценарий либо пьеса кажутся совершенно потрясающими. Но ожидаемого результата не получается. А бывает так, что выстреливает вроде средний. Кто мог предположить, что «Чародеи» будут идти каждый Новый год, чуть ли не каждый год вот уже сорок лет!

СПРАВКА

Эммануил Гедеонович ВИТОРГАН – российский актер театра и кино, Народный артист России. Родился 27 декабря 1939 года в Баку. Его родители были родом из Одессы. В 1961 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс Бориса Зона). По окончании института был принят в труппу Псковского театра драмы имени Пушкина. В 1963 году переходит в труппу Ленинградского театра драмы и комедии. В 1967 году начинает работу в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. В 1971 году переезжает в столицу, где становится актером Московского драматического театра имени Станиславского. С 1884 по 2005 год актер работает в Академическом театре имени Маяковского. Вместе с женой Ириной Млодик открыл и руководит «Культурным центром Эммануила Виторгана», в котором играет свой моноспектакль «Выход», проводит творческие вечера, концерты. Актер снялся более чем в ста фильмах. В частности, в картинах «Чародеи», «Благочестивая Марта», «И это все о нем», «Ларец Марии Медичи», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», «День радио».

"