Posted 30 сентября 2013,, 20:00

Published 30 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:36

Updated 8 марта, 04:36

Неголливудские страсти «Амфеста»

Неголливудские страсти «Амфеста»

30 сентября 2013, 20:00
Масштабный смотр независимого американского кино, который традиционно проходит осенью, в этом году увидели, помимо Москвы и Питера, жители Екатеринбурга и Новосибирска. Программа на сей раз оказалась необычайно щедрой, на самый пристрастный вкус. К привычным блокам «Премьеры», «Независимое кино» и программе короткого м

Свою ретроспективу представлял лично Уит Стиллман, выпускник Гарварда и нью-йоркский интеллигент, работающий в жанре комедии манер, заставляющей вспомнить француза Эрика Ромера. Герои его трилогии 1990-х («Золотая молодежь», «Барселона», «Последние дни диско») – такие вечные студенты, говорящие равно увлеченно и о кино, и о девушках, и о политике. Чисто женское кино Стиллмана – «Девицы в беде» – возвращение на почву университетского кампуса.

Одна из звезд фильма Стиллмана – Грета Гервиг, актриса и сценаристка другой фестивальной картины – черно-белой «Милой Фрэнсис», с бюджетом всего-то 100 тыс. долларов. Гервиг – муза и самого режиссера фильма Ноа Баумбаха. Еще в этой картине заняты две заметные девушки из известных семей: Микки Самнер (дочь Стинга) и Грейс Гаммер (дочь Мэрил Стрип). Героиня Гервиг – Фрэнсис «идет по жизни смеясь». Если она и грустит порой, то этого не почувствуют даже друзья. С бойфрендом по-глупому поссорилась, с лучшей подругой разъехалась, вечно по съемным квартирам, и даже поездка в Париж на уикенд – будто перевертыш, обманка. Фрэнсис занимается хореографией, но перспективы в профессиональном плане у нее весьма туманны. Приятели называют ее «несвидабельной», да она и сама не против этого определения. Кто-то вокруг занят карьерой, личной жизнью, у нее все необременительно, будто легкомысленно. Кто-то скажет «инфантильна до предела», она же живет так, как будто всегда будет не больше двадцати семи. Черно-белая композиция фильма отсылает к французской «новой волне» и раннему Вуди Аллену. Который, кстати, уже снимал Гервиг в своем кино прежде.

Новый фильм главного нью-йоркского невротика ожидаемо украшал премьерную подборку. Картина «Жасмин» с умницей Кейт Бланшетт уже вышла на российские экраны. Приобретены для проката и «Гравитация» Альфонсо Куарона с Джорджем Клуни и Сандрой Баллок, и «Страсти Дон Жуана» (режиссерский дебют актера Джозефа Гордона-Левитта, куда тот зазвал Скарлетт Йоханссон и Джулианну Мур), и «Каньоны» Пола Шредера.

Шесть из семи премьер в ближайшее время появятся в нашем прокате. Увы, «Небраска» Александра Пэйна пока не обрела дистрибьютора. Невзирая на «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль Брюсу Дерну на Каннском фестивале этого года. Между тем черно-белое роуд-муви Пэйна – почти что классика. Режиссер сам отлично знает американскую глубинку, любит и воспевает ее трагикомических героев, не дающих прерваться связи поколений. Здесь в поездку из Монтаны в Небраску за мифическим выигрышем отправляются старик-отец (Дерн), уже отчасти пребывающий в своем мире, и его младший сын, скучный вроде бы реалист. По дороге будут встречены многочисленные родственники и знакомые, градус гуманизма будет накаляться, бродвейский ветеран Стейси Кич («Майк Хаммер», «Класс 1999») порадует своих фанатов, а Брюс Дерн растрогает до слез. Отрадно, что после глянцевых, легковесных «Потомков» режиссер Александр Пэйн вернулся к авторскому кино. Московский показ «Небраски», кстати, был всего третьим в мире – после Каннского кинофестиваля и показа на фестивале в Теллуриде.

Производственная комедия с элементами сатиры на Голливуд «Принцесса дубляжа» – убедительный дебют в режиссуре актрисы Лэйк Белл, сыгравшей и главную роль здесь – специалиста по озвучке трейлеров. Отец героини владеет тем же ремеслом и продвигает свою 30-летнюю подружку в ущерб интересам дочери.

Далеки от остроумия «Каньоны» маэстро Шредера (режиссер «Американского жиголо», «Людей-кошек», он написал сценарии к скорсезевским шедеврам «Таксист», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа»), где действие также разворачивается в среде деятелей киноиндустрии. Линдси Лохан в роли потрепанной актрисы, которую, преступая все границы, ревнует бойфренд-продюсер (порнозвезда Джеймс Дин). Вялое подражание нуару в духе Чэндлера и Эллроя. Бонус разве что – сам Гас Ван Сент в эпизодической роли психотерапевта.

Печальная криминальная баллада «Несвятые» («Это случилось в Техасе») повествует о преступлении, наказании и искуплении. И здесь всех жалко, в отличие от героев фильма «Каньоны». И влюбленных Боба и Рут, в начале фильма «попавших» будто Бонни и Клайд, в западню, и копов, и пожилого отца-законника. Атмосфера «Несвятых» меланхолична, фильм прекрасно снят, недаром же удостоен приза за лучшую операторскую работу на кинофестивале «Сандэнс», мекке независимого кино. А играют здесь молодые и талантливые Кейси Аффлек (младший брат Бена), Руни Мара, Бен Фостер и красиво стареющий Кит Кэррадайн, звезда фильмов Олтмена и герой-любовник в «Любовниках Марии» Кончаловского.

"