Posted 30 сентября 2012,, 20:00

Published 30 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:30

Updated 8 марта, 05:30

Молекулярный состав художника

Молекулярный состав художника

30 сентября 2012, 20:00
В московской галерее Светланы Сажиной проходит выставка «Слово и образ», на которой представлены работы художницы Лидии Шульгиной (1957–2000) и ее сына Александра Эстиса.

В этом году Лидии Шульгиной исполнилось бы 55 лет, и в небольшой московской галерее представлены ее работы разных периодов. Несколько холстов относятся к началу 1990-х (тогда проходила выставка этих работ в ЦДХ, и называлась она «Заветы на ветоши»). Эти холсты умышленно не натянуты на подрамники и напоминают своего рода древние хоругви. Кроме того, представлена живопись на досках и рельефы из бумаги – на библейские темы.

Начинала Шульгина как книжный график, иллюстратор детской литературы. В тот период ею были созданы удивительно трогательные персонажи – герои сказок Сергея Козлова, Бориса Заходера, Ирины Пивоваровой. Но вскоре от книжных иллюстраций художница перешла к библейским сюжетам. «Было бы дерзостью сказать, что я работаю над темами из Библии или пытаюсь ее иллюстрировать, – писала она в тот период. – Я просто читаю Книгу, и сегодняшние события кажутся мне ее продолжением». Именно эту тему стала она воплощать в живописных работах, а затем и в скульптуре. Но не в статичной, холодной, «мраморной», а в легкой, воздушной, бумажной. Однако при этом ее скульптурные произведения поражают внутренней силой и драматизмом сродни античному Лаокоону. Лидия Шульгина открыла для этой работы свою особую технику, когда старая газетная бумага, смоченная в водоэмульсионной краске и едва тронутая цветом, становилась материалом для монументальных произведений на тему, так мощно зазвучавшую в ее творчестве. Из этой серии на выставке можно найти, в частности, «Дом открытый», «Лестница Иакова», «Пьета».

Вместе с работами Лидии Шульгиной в галерее представлена графика ее сына – Александра Эстиса, а также его книга «Штудии по изучению языка и анатомии ангелов» и иллюстрации к ней.

Уникальным в работах Александра в первую очередь является соединение графики со шрифтом – тончайшая рукописная вязь, из которой словно вырастает графика. В то же время это весьма точно характеризует автора. Александр Эстис – молодой литератор, ученый-филолог, преподающий в Женевском университете средневековую немецкую литературу, но с самого детства его жизнь сопряжена с изобразительным искусством не только «по праву рождения» в семье художников Лидии Шульгиной и Николая Эстиса, но и по своему внутреннему устремлению. «Графика для меня связана очень тесно с литературным творчеством, с работой над текстом, – сказал Александр «НИ». – Практически бывает, что одно переходит в другое. Рисуешь и из рисунка прямо переходишь на текст или наоборот. Когда работаю над какой-то новой идеей книги, то очень часто одномоментно появляется и графическая мысль, идея, ритм. А что касается филологической работы, то она часто, практически всегда, уводит от искусства, тем более от изобразительного. Поэтому бывает нелегко».

Главными «орудиями труда» для Александра стали черная тушь и перо – техника, в известной степени возникшая в его творчестве под влиянием интереса к искусству Востока – в первую очередь к китайской и японской средневековой черно-белой графики. «Парадокс состоит в том, что мы с Лидией с детства как бы «отжимали» его от живописи, – рассказал художник Николай Эстис. – Саша рисовал всегда, показывал нам, мы, как все родители, хвалили его, однако мы не хотели, чтобы он становился профессиональным художником. Но голос крови или молекулярный состав художника возобладал. И теперь у меня в какой-то степени чувство вины. Я думаю, что мы были не правы, и теперь ему приходится раздваиваться между наукой и искусством».

"