Posted 30 сентября 2008,, 20:00

Published 30 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

В Петербург привезли копии древних византийских мозаик

В Петербург привезли копии древних византийских мозаик

30 сентября 2008, 20:00
На минувшей неделе в Петербурге много говорили о Равенне. Но не потому, что вспоминали автора «Божественной комедии» Данте Алигьери, чей прах покоится в этом старинном итальянском городке, и не в память об Александре Блоке, прославившем Равенну в «Итальянских стихах». Дело в том, что итальянские музейщики привезли на б

Экспозиция развернута в залах Мраморного дворца Русского музея. Все эти уникальные произведения были созданы в середине XX века ведущими художниками-мозаичистами Италии под руководством профессора Джузеппе Бовини.

«К нам привезли копии фресок, сделанных с изображений в храмах Равенны, – говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. – Часть этих зданий, благополучно простоявших с V до XX века, была повреждена бомбежками или разрушена в период Второй мировой войны, поэтому их пришлось воссоздавать. Часть бесценных мозаик утеряна безвозвратно, местами смальта осыпалась, но большая часть богато украшенных сводов базилик сохранилась. Тем не менее власти страны решили воссоздать самые ценные панно по старым технологиям».

Как отмечают искусствоведы, мозаики Равенны по своей художественной ценности превосходят образцы из других городов Древнего мира, таких как Константинополь, Антиохия, Иерусалим и Александрия на Востоке и Рим, Милан, Аквилея, Трир и Кельн на Западе.

Самые богатые мозаичные панно были созданы в период правления императора Юстиниана. А самым важным монументом в Равенне для суждения об искусстве эпохи Юстиниана является купольная базилика Сан-Витале. Здесь мозаики и скульптуры VI века сохранились практически без повреждений. Поражает сложность и скрупулезность технологии, по которой выполнялись копии древних мозаик. Каждый образец, представлявший точный и законченный эскиз всей мозаичной плитки, снимался на кальку, накладываемую на поверхность оригинальной мозаики. Затем определялись цветовые оттенки смальты, которая заказывалась стекольным заводам Мурано в Венеции. Слепки по форме мозаичных пластинок вырезались вручную. Мозаика набиралась на временной основе, затем ее снимали, очищали и помещали на предназначенный фон.

Благодаря современным итальянским мастерам-энтузиастам, с шедеврами древнего искусства мозаик знакомятся посетители музеев во всех странах мира. В Россию эти копии привезены впервые.

"