Posted 30 сентября 2004,, 20:00

Published 30 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Татьяна Устинова

Татьяна Устинова

30 сентября 2004, 20:00
Автор детективов Татьяна Устинова получила престижную телевизионную награду «ТЭФИ-2004» за сценарий сериала «Всегда говори «Всегда». О своем опыте работы в литературе, на телевидении и даже в аппарате президента одна из самых популярных писательниц России рассказала «Новым Известиям».

– Татьяна Витальевна, один из последних детективов вы посвятили Михаилу Ходорковскому и даже передали книгу в Матросскую Тишину. Насколько вы сочувствуете его ситуации?

– Я с увлечением пишу об олигархах, поскольку, по моим представлениям, они прежде всего очень много работающие люди. Конечно, я сама не могу рассматривать критерии виновности и невиновности. Я не Басманный суд и не прокуратура. И генпрокурор Владимир Устинов никакого отношения ко мне не имеет. Но когда эта книга вышла, мое издательство через адвокатов Ходорковского передало ему один экземпляр. А он в ответ передал «спасибо». Пресса после этого опубликовала обо мне какие-то страшные глупости. На самом деле я не писала олигархам открытых писем и не маршировала под стенами Матросской Тишины. Просто я ждала в Останкине съемок, случайно увидела по телевизору сцену ареста Ходорковского и буквально за секунду поняла, о чем будет мой следующий роман.

– Олигарх, прототипом которого стал Ходорковский, оказавшись на свободе, впадает в страшную нищету. Не боитесь предсказать Михаилу Борисовичу похожую участь?

– Генеральная линия романа – это то, что из тюрьмы олигарха освобождают и он начинает жизнь сначала. Так что если это сбудется, то я буду счастлива. А все детали – это только мои домыслы. На самом деле я, как любой пишущий человек, верю, что все написанное рано или поздно начнет происходить со мной или вокруг меня. Может быть, дело в том, что писательство – вообще волшебное занятие. Когда у меня бывают встречи с читателями, я всегда говорю девушкам: «Милые барышни, если вы мечтаете о хорошем женихе, напишите о нем историю. И чем больше будет в ней подробностей, тем более близкого к своему идеалу человека вы получите». Не важно, насколько эта история будет красиво написана. Ее же не нужно издавать или номинировать на «Букер». Нужно написать ее для себя. И все исполнится. Это я знаю совершенно точно.

– Вы какое-то время работали в администрации президента. Насколько сильно этот опыт повлиял на ваши политические пристрастия?

– Дело в том, что я ушла оттуда в 1997 году. По нынешним временам, когда ситуация стремительно меняется каждый день, несколько лет – просто гигантский срок. Все, что со мной там происходило, было как бы в прошлой жизни. Моя должность называлась «государственный советник первого класса». Это ничего не означает кроме того, что я работала в информационном управлении. Делала телевизионные программы «Москва. Кремль» и «Из первых рук». Освещала официальную точку зрения. Один из немногих оставшихся с того времени людей, которого я по-прежнему очень уважаю, – это Сергей Шойгу. Мне повезло, я несколько раз подолгу с ним разговаривала. Это удивительный человек, который из никому не нужного и ничем не занятного ведомства гражданской обороны создал МЧС. Действительно мобильную и профессиональную структуру, которая спасает людей не только у нас, но и за границей. Я, например, раньше не знала, что, когда наши спасатели едут работать в Индию, государственный бюджет получает от индийского правительства деньги. Или мне страшно нравится чувство юмора Геращенко. Мы ведь всегда работали только с высшими чиновниками – министрами, их замами, зампредами правительства. К своему изумлению, я поняла, что во власти кроме прохвостов есть очень много честных, порядочных и профессиональных молодых мужчин. И я, честно говоря, до сих пор удивляюсь, куда уходят их усилия.

– Журналистка Елена Трегубова, работавшая в президентском пуле, уйдя оттуда, написала бестселлер «Байки кремлевского диггера». У вас не было соблазна приоткрыть секреты работы Кремля?

– У меня есть принцип, унаследованный от Алексея Пиманова, ведущего программу «Человек и закон», с которым я когда-то работала: никогда не сдавай своих. Если писать книгу про что-то из увиденного мною, нужно было сразу объявлять: «Ребята, вот я тут сижу, а потом собираюсь писать про вас. А вы, конечно, разговаривайте как ни в чем не бывало и делайте что хотите». У Булата Окуджавы есть такая фраза: «Не покупаются доброе имя, талант и любовь». Относительно любви и таланта есть большие сомнения. За деньги можно заставить людей работать на тебя или купить любовь. Но доброе имя не покупается точно.

Татьяна Устинова (на фото справа) вместе с продюсером Ольгой Манеевой и режиссером Алексеем Козловым стали обладателями «ТЭФИ».

– Некоторые авторы детективов, например, Александра Маринина, активно защищают нашу милицию. Какие у вас с ней отношения?

– Я стараюсь уважать наши органы. Поскольку других просто нет. Например, у меня есть приятель Саша. Он майор милиции. У него совершенно потрясающее чувство юмора. И он действительно преданный делу человек. После последних взрывов он мне сказал: «Тань, ты знаешь, у нас опять прошло усиление. Я посчитал, что за последние два года прошло уже 22 усиления». Но предыдущих ведь никто не отменял! Ни один генерал не берет на себя ответственность за сокращение штата. Это же дикость какая-то. И нашей милиции можно посочувствовать. Но, с другой стороны, я, конечно, вижу по телевизору, как на вокзалах хватают беспаспортных людей и пихают их в какие-то обезьянники. Всем понятно, что забирают только людей, которым нечем откупиться. И выхода из этой ситуации нет. Только переболеть и перерасти все это.

– Как вы считаете, в сериалах и детективах надо поддерживать образ милиции?

– Да. Я, например, очень благодарна людям, в черт знает каком году поставивших в эфир «Улицы разбитых фонарей». Этот сериал ведь вначале не хотел брать ни один канал. Согласитесь, что за эти годы мы стали лояльнее относиться к ментам. Потому что эти персонажи живые: они пьют, теряют пистолеты, засовывают невесть кого в обезьянник, а потом говорят: «Ой, извините, мы ошиблись». Но на них хочется смотреть и ждать, что в нужный момент они-то тебя и спасут.

– Есть мнение, что массовая культура и литература вообще гораздо сильнее, чем элитарная, формирует общественное сознание. Вы чувствуете свою ответственность за то, что пишете?

– Да. Это очень важный для меня вопрос. Лично мне сериал «Участок» нравится гораздо больше, чем «Бригада». Потому что там в главной роли участковый, а не бандит. Каждый человек воспринимает просмотренное или прочитанное в меру своих возможностей. Вдруг он найдет в криминале какую-то романтику? Что тогда автору детектива делать? Покончить жизнь самоубийством? Поэтому я никогда не пишу про бандитов, проституток или наркоманов. Я боюсь. Мне кажется, что детективы, сериалы и документальные фильмы вроде «Криминальной России» – это отражение действительности, а не наоборот. То есть они не могут ухудшить криминогенную обстановку в стране. Здесь связь обратная. Почему этого жанра так много в книгах и на телевидении? Потому что в обществе все время разыгрывается детектив. Скандалы на Олимпиаде с допингом или игры на чемпионате мира по футболу, где мы болеем за нашу команду, – это же остросюжетный роман! Или ситуация на пресс-конференции, когда удаляют главных тренеров. Или история, когда охрана Филиппа Киркорова выводит под руки какую-то никому не известную девушку-журналистку. А вся страна за этим наблюдает. Кандидат в президенты Рыбкин поехал в Киев и был найден в бессознательном состоянии. И никто точно не знает, в штанах или без штанов. Это же настоящий иронический детектив!

– Насколько я знаю, писатель и критик Дмитрий Быков советовал вам написать что-нибудь серьезное. Не хотите прислушаться к такому авторитету?

– С ним это вышло очень забавно. Он меня как-то встретил, приобнял и сказал: «Танька, ну что ты пишешь всякую ерунду? Ты же хороший писатель. Давай наконец-то напиши что-нибудь достойное!». Из его уст это действительно серьезный комплимент, но вряд ли я захочу последовать такому совету. Я не чувствую в себе ни опыта, ни таланта для того, чтобы писать о вершинах человеческого взлета и глубинах падения. Без всякой рисовки. По крайней мере сейчас мне интересней развлекать. Борис Акунин, по-моему, дал безупречный рецепт для любого автора детективного романа. Он, правда, отвечал на вопрос, как удержать рядом с собой женщину, но я думаю, что читателя надо увлекать так же. Он сказал, что женщину нужно интриговать, смешить и немножко пугать. Вот автор детективов и должен вести себя как такой мужчина.

– Один из своих детективов вы посвятили журналистскому корпусу в Кабуле и лично Арине Шараповой. По-прежнему с ней общаетесь?

– Люди, которые когда-нибудь работали на телевидении, все общаются друг с другом. Как писал Лев Толстой в «Анне Карениной», «все они были между собой знакомы». Все мы так или иначе поддерживаем отношения. Ведь телевидение для меня – это особенный увлекательный мир. Если ты специально ищешь запутанных отношений, ты их обязательно найдешь. А если нет – на них проще не обращать внимания. Телевидение – это не профессия, а образ жизни. Думаю, что любой человек, даже литератор Слаповский, попробовавший себя в написании сценариев для сериалов, это подтвердит. Когда приезжаешь в Останкино, начинается совсем другая жизнь.

– На нынешней церемонии «ТЭФИ» ваш сценарий обошел очень серьезных соперников. В том числе «Участок» Алексея Слаповского, который кроме сценариев пишет очень серьезную прозу. Как вы думаете, на решение жюри не повлияло то, что вы популярный автор, а телесериалы – популярный жанр?

– Думаю, нет. Хотя «Участок» по сценарию Слаповского идет в эфире прямо сейчас, я сама с удовольствием его смотрю. Буквально позавчера мы с мамой очень переживали за героя Сергея Безрукова, который всю серию был в каком-то плохом настроении. И будь я академиком, я бы дала «ТЭФИ» именно ему. Но ведь любая премия – это лотерея.

Справка «НИ»

Татьяна УСТИНОВА родилась 28 апреля 1968 года в поселке Кратово Раменского района Московской области, где проживает до сих пор. Окончила факультет аэродинамики больших скоростей Московского физико-технического института. В 1991 году пришла работать на ВГТРК в качестве секретаря-референта. Позднее стала переводчиком американских программ «60 минут» и «Спасение 911», корреспондентом, редактором. В 1993 году перешла на работу в пресс-службу администрации президента России. В 1997 году после сокращения штатов вернулась на телевидение, но уже на ОРТ. Однако вскоре ушла пиар-менеджером в Торгово-промышленную палату. После увольнения написала свой первый роман «Персональный ангел», который сразу же принес ей большой успех. Автор более десятка детективов. В прошлом году на телевидении прошел сериал по ее сценарию «Всегда говори «Всегда». Снимается кино по другим ее романам. В сериале «Настоящие менты» Устинова выступила и в качестве актрисы. Замужем, имеет двоих сыновей.

"