Posted 31 августа 2015,, 21:00

Published 31 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:23

Updated 8 марта, 03:23

Тайна старой лестницы

Тайна старой лестницы

31 августа 2015, 21:00
Театральный музей имени Бахрушина запускает цикл выставок «Тайны лестницы Томмазо Сальвини». В рамках проекта публике впервые покажут 13 предметов скульптуры конца XIX – начала XX веков, утерянных во время Великой Отечественной войны. Экспонатом первой выставки, проходящей в филиале музея на Малой Ордынке, стал барелье

Лестница Томмазо Сальвини, соединяющая подвал и первый этаж, – один из символов дома-музея Бахрушина, с которым связана весьма любопытная история. Она была названа по имени великого итальянского трагика, однажды посетившего особняк театрального коллекционера и посетовавшего на неудобный вход в музейное помещение. Бахрушин прислушался к замечаниям Сальвини, и уже спустя несколько месяцев в доме был сделан ремонт, в результате которого появилась новая, широкая лестница.

Ровно год назад эта лестница неожиданно оказалась в центре внимания искусствоведов. Во время проведения реставрационных работ рабочие наткнулись на 13 уникальных скульптур известных театральных деятелей, утерянных во время Великой Отечественной войны при эвакуации фондов музея. По ряду причин эти скульптуры не удалось отправить вместе с другими экспонатами на Урал, и они были спрятаны под знаменитой лестницей. Информация о хранилище впоследствии была утрачена, таким образом, работы были случайно вызволены из заточения лишь спустя почти 70 лет после окончания войны. Среди находок оказались бюсты композитора Антона Рубинштейна, актеров Федора Волкова, Михаила Щепкина, Павла Мочалова, Александра Остужева, Сандро Моисси – работы, представляющие интерес не только для историков театра и искусствоведов, но и для широкой публики. Поэтому и было принято решение о проведении выставок, на которых будет показана каждая из 13 находок.

Первым Бахрушинский музей демонстрирует барельеф «Сандро Моисси в роли Эдипа» скульптора Анны Голубкиной, что в общем-то не случайно. Ее творчество тесно переплетено с театром начала XX века. Как и предки Алексея Бахрушина, Голубкина родилась в Зарайске, училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством скульптора Сергея Иванова, затем – в Петербургской Академии художеств у Владимира Беклемишева. Однако знают Голубкину преимущественно как ученицу Огюста Родена – мастерскую прославленного скульптора она посещала, будучи в Париже.

Эдип немецкого актера с албанскими корнями Сандро Моисси произвел столь сильное впечатление, что был немедленно запечатлен при помощи тонированного известняка. Голубкина увидела Моисси во время гастролей берлинского Немецкого театра. С трагедией Софокла «Царь Эдип» труппа под руководством Макса Рейнхардта исколесила чуть ли не всю Россию. При этом на гастроли приехали актеры второго и третьего составов, не самые выдающиеся силы, задействованные в постановке. Так, признавая талант исполнителя заглавной роли, немецкие деятели театра и критики считали, что это далеко не лучшая работа Моисси. Голубкина, напротив, разглядела в его игре глубокий психологизм и трагическую силу. «Анну Семеновну глубоко трогали такие судьбы, как у Царя Эдипа – человека, являющегося жертвой рока и пытающегося его преодолеть, над которым властвует судьба и который ей не покоряется. И в игре Сандро Моисси она увидела что-то совершенно уникальное, что побудило ее создать эту работу», – рассказала на открытии выставки заведующая отделом русского искусства Российской Академии художеств Ольга Калугина.

"