Posted 31 июля 2005,, 20:00

Published 31 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:23

Updated 8 марта, 09:23

Слишком много музыки

Слишком много музыки

31 июля 2005, 20:00
Почти одновременно завершились крупнейшие летние театральные фестивали – в Авиньоне и Чеховский фестиваль в Москве. В этом году программа обоих фестивалей вызвала много вопросов у журналистов и зрителей. И во Франции, и в России организаторы получили схожие упреки: в афише преобладали танцевальные и музыкальные спектак

Составить гипотетическую афишу «идеального» театрального фестиваля довольно просто (фантазия не ограничена финансовыми рамками). Выбери десятку «топовых» режиссеров мира. Скажем, Питера Брука и Эймунтаса Някрошюса, Томаса Остермайера и Льва Додина, Кристофа Марталера и Роберта Уилсона. И – театральный праздник готов. Понятно, что постановки ведущей десятки, собранные в любой фестивальной программе, дадут ощущение цветения театральной культуры. Что, собственно, и было года три назад, когда в Москву на театральную Олимпиаду привезли действительно грандов театра. Тогда была задана планка, которую практически невозможно удержать. Перед организаторами любого фестиваля всегда стоит вопрос: ориентироваться на «топы» или отслеживать тенденции? Понятно, что великие потому и великие, что скользят «над» и «помимо». Понять общее состояние театрального процесса проще по простодушному и незамутненному талантом бразильскому спектаклю «Золотой оскал», чем по «Гамлету» Питера Брука.

В этом году и Москва, и Авиньон сделали ставку не на имена, а на тенденции. Результат оказался любопытным. Темпераментная французская пресса назвала Авиньон нынешнего года «культурной катастрофой». Более сдержанные российские коллеги сетовали, что на Чеховском фестивале доля «европейского драматического театра» угрожающе сократилась. Программа обоих фестивалей оказалась переполнена хореографическими, музыкальными постановками и спектаклями-инсталляциями.

В результате на нынешнем Чеховском фестивале собственно европейский драматический театр был представлен спектаклем Петра Фоменко, поставившего в «Комеди-Франсез» пьесу Островского «Лес». Спектаклем английского режиссера Деклана Доннеллана, осуществившего с русскими актерами постановку «Трех сестер» А.П.Чехова. Наконец, спектаклем из Санкт-Петербурга «Оскар и Розовая Дама», где Алиса Фрейндлих блистательно сыграла десятилетнего умирающего мальчика и его няню.

Зато «музыкальная» часть афиши отличалась редкостным разнообразием жанров. Открыли Чеховский фестиваль французские саксофонисты. Потом в Москву слетелись барабанщики из Тайваня и Кореи (спектакли «Звук океана» и «ДудРок»). Знаменитый американский Эмерсон-квартет сыграл в постановке «Шум времени» Саймона МакБерни пятнадцатый струнный квартет Шостаковича. Танцевал и пел старинные фольклорные песни знаменитый бразилец Антонио Нобрега (спектакль «Лунарио Перпетуо»).

Старинные китайские танцы ансамбля «Ханг Танг Юфу» соседствовали с современной хореографией тайваньского постановщика Лиин Хвай-Мина. Образцы своей работы показывали французские и английские хореографы. А «Пьеса без слов» английского хореографа-парадоксалиста Мэтью Боурна стала одним из главных фаворитов публики и прессы. Боурн привез в Москву действительно редкую вещь – хорошо сделанный спектакль, выстроенный, выверенный во всех деталях и элементах, наконец, безупречно исполненный актерами британской труппы New Adventures. Самыми запоминающимися моментами спектакля Тадаси Сузуки, поставившего чеховского «Иванова», стали именно вставные танцевальные номера: парад очаровательных дев в инвалидных колясках, поднимающих по-балетному ноги над головой, или номер мужчин с метлами.

В периоды кризиса мировой театр, как правило, идет на расширение границ. В начале века ХХ на сцену пришли художники, и живопись получила права, каких никогда раньше не имела. Театральная сцена стала местом экспериментов с пространством, с формами, с цветом. Сейчас мировой театр напоминает кипящее молоко, чья шапка уже поднялась над кастрюлей и готовится «убежать». Сумеет ли он присвоить, приспособить и применить все щедро предлагаемые ему возможности – вопрос времени. А пока нам надо готовиться к музыкальной экспансии на драматическую сцену.



Валерий ШАДРИН, генеральный директор Чеховского фестиваля: «Два месяца показывать шедевры невозможно»

– Задача фестиваля имени А.П. Чехова, который проходит в столице раз в два года, – показать театры мира. Мира, а не только Европы, и этим обусловлено показавшееся многим чрезмерным присутствие в афише спектаклей бразильского, японского и тайваньского театров. Именно такой широкий выбор спектаклей для афиши делает фестиваль не просто интересным, но и познавательным – когда еще доведется театралам и критикам увидеть тайваньский театр? Это ведь действительно интересно, даже если не все показанные спектакли можно было назвать шедеврами. И именно это – возможность увидеть то, что нигде больше не посмотришь, – и удерживало в душной летней Москве театральный люд. Было бы хорошо, если бы можно было собрать афишу двухмесячного фестиваля только из шедевров, однако это невозможно. Не говоря уже о том, что под шедеврами каждый понимает что-то свое. Скажем, директор венского фестиваля сказала, что мечтала бы привезти в Вену бразильские постановки «Золотой оскал» и «Репетиция. Гамлет». Пусть не всегда совпадая со своими критиками, но мы тоже понимаем свои удачи и провалы. Хотя за 13 лет существования фестиваля начинаешь понимать, что окончательную оценку выставляет время. Спектакль, который хоронили при рождении, может идти годами. И, надеюсь, с «Тремя сестрами» Доннеллана так и будет.

Фестиваль заканчивается, и уже начинается планирование следующей программы. Мы надеемся, что продолжится наше сотрудничество с театрами Тайваня и Китая, Японии и Бразилии. Но наиболее представительным «гостем» следующего фестиваля, я надеюсь, станет Канада.

Записала Катерина АНТОНОВА

"