Posted 30 июня 2013,, 20:00

Published 30 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:53

Updated 8 марта, 04:53

Ливанские эмоции турецкой частицы

Ливанские эмоции турецкой частицы

30 июня 2013, 20:00
Главная награда 35-го Московского международного кинофестиваля, завершившегося в субботу, присуждена «Частице» турецкого режиссера Эрдема Телегеза, а сыгравшая в этом фильме Жале Арикан удостоена премии за лучшую женскую роль. Приз за режиссуру достался «Ливанским страстям» Чона Енхена (Южная Корея). Диплом Федерации –

Под частицей этимологически подразумевается часть целого, но в большинстве конкурсных фильмов речь шла не о частицах, а о человеческих монадах, то есть об одиночках с их частными заботами, подчас вызывающими сочувствие, но не представляющими ничего такого, что бы ни показывалось на других международных киносмотрах. И неудивительно, что за последние десять лет ни один обладатель «Золотого Георгия» не встречал такого воодушевления публики, какое вызвали в 2002 году «Кукушка» Александра Рогожкина, в 2003-м – «Старухи» Геннадия Сидорова и в 2013-м – «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Виной тому общее состояние мирового кино или усталость несменяемой отборочной команды, у которой отбирают лучшие ленты отборщики других кинофестивалей, – неизвестно, но результат налицо: даже завсегдатаи ММКФ не могут навскидку вспомнить главных призеров фестиваля за пять предыдущих лет.

Некоторое оживление вялотекущего конкурса произошло лишь в середине, когда один за другим «выстрелили» три криминальных триллера из Грузии, Польши и России, хотя им, как и всем вообще «жанровым» фильмам, место не на фестивалях, а в обычном прокате. Но, поскольку их создателям хочется посидеть на двух стульях, они успешно мимикрируют под «проблемное» кино, используя обманчивую псевдореалистическую стилистику.

В картине «Беспредел» Арчила Кавтарадзе (Грузия), предваренной титром «Основано на реальных событиях», виновника ДТП, в котором пострадали два человека, бросают в тюрьму, где зэков денно и нощно без видимых причин бьют смертным боем надсмотрщики. Режиссер уверял, что все показанное на экране произошло лично с ним, а его брат-продюсер намекал на некий тайный приказ, предписывавший грузинским тюремщикам предельно ужесточить обращение с заключенными. Журналистки утирали слезы сочувствия, а журналисты, видавшие реальные последствия куда более слабых избиений, посматривали на целехонького постановщика и переглядывались друг с другом. Слишком уж явны чисто кинематографические истоки фильма, порожденного воображением, построенным на комиксах, где насилие тотально и немотивированно, а его жертвы абсолютно беспомощны. Но жанровый фильм – сказка-пугалка, которую принимают за реальность только очень наивные зрители. А псевдореалистические картины реально запугивают зрителей, не давая им возможности разобраться в действительности.

Лауреаты московского киносмотра – режиссер «Частицы» Эрдем Телегез и актриса Жале Арикан.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Несколько иначе, но в целом так же устроены «Дорожный патруль» Войцеха Смаржовского (Польша) и две российские ленты – «Скольжение»» Антона Розенберга и внеконкурсный «Майор» Юрия Быкова. Все они изображают тотально коррумпированный полицейский мир и стремятся создать иллюзию, будто за его пределами нет никакой другой жизни. Все пытаются выдать маловероятное за каждодневное, везде сюжет строится на бегстве менее «грязного Гарри» от более грязных, которые заподозрили первого в предательстве. Все беспардонно преувеличивают – и число пуль, необходимых для отправки человека на тот свет, и размах деятельности полицейских оборотней, и тряску ручной камеры. Здесь особо усердствует дебютант Розенберг, который наравне со своим «сокамерником» Иваном Лебедевым то ли дрожит от страха перед будущими зрителями, то ли симулирует нечто среднее между падучей и синдромом Паркинсона. И все, кроме, пожалуй, «Майора», где бьется, но не пробивается важная мысль, на удивление не концептуальны – демонстрация эксцессов вполне самоцельна.

Соседство псевдореалистических триллеров с относительно реалистичным большинством конкурсных фильмов порождает странный эффект. Картины мира, представленные в двух названных классах кинолент, несовместимы одна с другой, как будто их действия происходят на разных планетах или в разных измерениях. И никакое кинематографическое воображение не способно их соединить в рамках одного фильма.

А на десерт устроители ММКФ подали российскую версию французского «Распутина», выкроенную большим умельцем Ираклием Квирикадзе из материала, предназначенного для малосведущих в нашей истории иностранцев и потому избыточного. Получилось вменяемое кино, объясняющее восхождение человека, наделенного способностью к внушению и приобретшего непомерное влияние, и его убийство в результате придворного заговора с участием иностранного агента (естественно, англичанина). Приятно отметить убедительную роль Депардье, имидж которого несколько поблек в результате комической смены гражданства (хотя она и уступает той же роли, гениально сыгранной Алексеем Петренко в «Агонии» Элема Климова), а также незаурядное исполнение роли убийцы Распутина Филиппом Янковским. Жаль только, что для закрытия крупнейшего в России международного киносмотра не нашлось ничего, кроме телефильма.

"