Posted 30 июня 2011,, 20:00

Published 30 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:15

Updated 8 марта, 06:15

«Я вам не советую вмешиваться в семейные дрязги»

«Я вам не советую вмешиваться в семейные дрязги»

30 июня 2011, 20:00
Вчера художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов встретился с прессой, чтобы, по его словам, «ответить на все оскорбления и кривотолки, постараться все объяснить своим зрителям». И хотя все эти «скверные, мелкие претензии со стороны господ артистов не достойны того, чтобы о них говорить», г-н Любимов те

Пресс-конференция напоминала моноспектакль: легендарный основатель «Таганки» не сразу прокомментировал свой уход, а начал встречу с воспоминаний о том, каким был театр в прежние годы, словно мимоходом рассказал о своей борьбе с цензорами, коммунистами, чиновниками, о том, как вернулся в Россию по просьбе Горбачева, и неоднократно подчеркнул, что всю жизнь вынужден бороться с «актерской ленью»: «Труппа не желает и вяло работает, опаздывает, просыпает, а я сижу и жду их каждый раз по полчаса, чтобы они очнулись и, наконец, поняли, что надо прийти и работать». Любимова поддержал композитор Владимир Мартынов: «Как свидетель текущих событий – я с Юрием Петровичем работаю с 1997 года, могу свидетельствовать, что был потрясен той обстановкой, тем отношением к Юрию Петровичу, которые на этих репетициях наблюдались. Обстановка в Театре на Таганке напоминает вялотекущую шизофрению – режиссера совершенно не уважают. Оговорюсь: есть некоторые исключения, но это в основном женщины, которые очень внимательно относятся к репетициям. А все остальные – это что-то поразительное. Я испытываю ужас и стыд за этих актеров». Правда, о ком конкретно шла речь и почему на протяжении стольких лет Любимову не удалось создать в театре благополучную атмосферу, Мартынов не уточнил.

Не прозвучала мысль и о том, что артисты, поинтересовавшиеся на гастролях своим гонораром (к ним неоднократно подходил организатор фестиваля пан Земан и просил, чтобы труппа получила свои деньги), всего лишь защищали свои права и задали вопрос на законных основаниях, без намерения устраивать скандал. Правда, у Юрия Любимова иная точка зрения: «Я вам не советую вмешиваться в семейные дрязги… А если хотите участвовать в этих дрязгах, то спросите у артистов, как они меня за спиной называют. Ну что мы с вами будем обсуждать такой совершенно неделикатный вопрос. Они грозятся, что предоставят прессе какие-то тайные записи. Тогда и я вам могу такие записи записать, что у вас остатки волос вылезут из головы».

На вопрос журналистов, готов ли он остаться в театре при условии, что ему разрешат работать с другими артистами, режиссер ответил уклончиво: «Ну, в этом я сам разберусь, вы извините. А разберусь тогда, когда со мной будут беседовать те, кто имеет власть. Я и властям говорил это неоднократно. Но в результате артисты отменили закон об автономии. Это закон. Они и этого не хотят. Почему же начальники не скажут артистам: это закон, его надо исполнять. А по их доносу автономию отменили. Значит, здесь есть какие-то личные счеты начальников со мной, они хотят, чтобы автономии в театре не было. Сейчас министр культуры глубоко задумался, как найти выход из положения. Вот вы к министру культуры и обращайтесь».

"