Posted 30 июня 2010,, 20:00

Published 30 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:51

Updated 8 марта, 06:51

Экстремальные гастроли

Экстремальные гастроли

30 июня 2010, 20:00
То, что произошло в Вологде на гастролях БДТ имени Товстоногова, театроведы и артисты уже назвали громким событием в истории легендарной питерской труппы. В понедельник и во вторник актеры Ирина Патракова, Геннадий Богачев, Валерий Ивченко, Леонид Неведомский и многие другие должны были играть перед вологодской публико

«Ситуация, конечно, вызвала у нас настоящий шок, – сказала корреспонденту «НИ» Ирина Шимбаревич, помощник художественного руководителя БДТ имени Товстоногова. – Никогда в жизни в нашем театре не было таких накладок, но артисты решили, что отменять гастроли никак нельзя, и согласились играть спектакль без декораций и в той одежде, в которой приехали». В итоге, по словам очевидцев и участников спектакля, родилось совершенно удивительное сценическое действие: на пустой сцене шиллеровский текст зазвучал острее, а спектакль обрел новую форму.

«Однако главный вопрос, куда подевалась фура, до сих пор остается открытым, – говорит «НИ» Ирина Шимбаревич. – Дело в том, что до вологодских гастролей наш коллектив выступал в Кирове и тоже играл там «Марию Стюарт». 26 июня артисты сели в поезд и через десять часов прибыли в Вологду. Предполагалось, что фура к этому времени уже будет в городе, но ее нигде не нашли, а мобильные телефоны водителей отключены. Это по меньшей мере странно, учитывая, что машина уехала еще в ночь с 25-го на 26-е. Пять дней прошло – найти никто не может. Сколько раз мы перевозили декорации из одного города в другой – таких недоразумений не возникало. На этот же раз, как я понимаю, нам попались очень нечистоплотные водители, поскольку сложности с ними возникли еще при отправке декораций».

О том, что гастроли срываются, дирекция БДТ объявила своим артистам около четырех часов дня, когда первые зрители уже шли к театру в надежде приобрести лишний билетик. «Куда нам было деваться?! – говорит корреспонденту «НИ» актриса, исполнительница роли Марии Стюарт Ирина Патракова. – Мы решили идти на риск и играть в джинсах и в футболках – словом, в повседневной одежде, в которой мы передвигались по городу.

Но я удивляюсь, насколько оперативно мои коллеги смогли мобилизовать свои силы. Кто-то сказал, что видел на прилавке в местном магазине темные рубашки. Многие сразу помчались туда – скупили все размеры, которые были. Но женщинам сложнее – нам ведь еще юбки нужны. Когда в фойе собрались уже зрители, мы сидели в пошивочном цехе и нам вологодские мастерицы на скорую руку шили юбки». На вопрос «НИ», не привела ли форсмажорная ситуация к срывам во время спектакля, Ирина Патракова ответила: «Вы знаете, когда вдруг происходит накладка на сцене, спектакль всегда звучит острее, потому что артисты вдруг «оживают», не играют в привычной колее. А тут целых три часа в непривычной обстановке! Получился настолько живой, оригинальный спектакль, которого в жизни моей не было совершенно точно. На следующий день мы снова играли «Марию Стюарт» при тех же условиях, и надо было видеть зал – публика на люстрах висела, чтобы посмотреть на артистов в предлагаемых обстоятельствах. Наверное, такая же атмосфера была на «Таганке», когда Высоцкий играл Гамлета в джинсах».

В истории БДТ это первая подобная история, хотя в начале 2000-х годов на Пушкинском фестивале во Пскове тоже сложилась нештатная ситуация. Коллектив театра должен был сыграть там «Бориса Годунова», однако декорации не вписались в параметры сцены. Решено было играть концертный вариант, и, когда глубоко пожилой, худощавый Кирилл Лавров (исполняющий роль старца Пимена) вышел на сцену в своем костюме, посмотрел в зал голубыми глазами, улыбнулся грустной улыбкой и сказал: «Еще одно, последнее сказанье», – по залу прошла оторопь. Для пушкинского текста оказались не нужны ни декорации, ни костюмы, ни грим.

"