Posted 30 июня 2008,, 20:00

Published 30 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:08

Updated 8 марта, 08:08

Австрийские трансформеры

Австрийские трансформеры

30 июня 2008, 20:00
Три этажа огромного Дома художника заняли произведения одной из самых популярных австрийских арт-звезд – Эрвина Вурма. Считается, что Вурм изменил представление о скульптуре и взорвал привычные отношения художника с окружающим миром. Между тем, выставка в ЦДХ – это не какое-то высоколобое зрелище. Наоборот, ее стоит ре

Остроумие и жизнерадостность не раз выручали современное искусство. Юмор, что давно проверено, устанавливает доверительную связь со зрителем. Даже если этот зритель не желает разбираться в арт-объектах, инсталляциях и прочих перформансах. Улыбка в галерее – тот же бонус, что серьезность в музее. Здесь даже самый строгий критик, перефразируя поговорку, скажет: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось» (вспомнив при этом телепузиков, повешенных Александром Савко, или перформанс с реальной виселицей Елены Ковылиной).

Иные художники, однажды побалагурив и получив от публики причитающиеся чаевые, так и остаются служить коверными: пока серьезные ребята пишут маслом и льют из бронзы, эти выскакивают с шутливыми репризами. На нашей арт-сцене клоунаду давно и успешно практикуют «Синие носы».

Нельзя сказать, что Эрвин Вурм – рядовой пересмешник. Мало того, что его визуальные кунштюки лучше сделаны, за ними стоит продуманная система. В одном из залов ЦДХ показывается видеофильм художника – особого рода артистический манифест. Молодая пара едет на авто в супермаркет и попутно ведет диалог об относительности всего на свете. Случается, человек, собираясь съесть сандвич, вдруг испытывает перед ним дикий страх. Или – наше ДНК на 50 % совпадает с ДНК банана, значит, мы все наполовину бананы. Далее в том же духе. Кульминация наступает тогда, когда автомобиль вдруг спокойно заезжает на стену небоскреба, «припарковывается» на отвесной площадке, а собеседники как ни в чем не бывало выходят и продолжают разговор.

Нестабильность реальности – вот тот ключ, которым открывается почти каждый вурмовский объект. Особенно те, что притворяются скульптурами. Они не просто пародии на музейные экспонаты и привычные нам памятники: на фигуры надеты трикотажные свитера, какая-то часть их гипертрофирована, среди монументальных изваяний типа расплавленных небоскребов вдруг попадается крохотная скульптура-бутерброд (сделанная между тем из алюминия). Все они те самые полубананы-полулюди» со сдвинутой ДНК, растекшаяся реальность, относительная материя. Самым ярким образом в этом ряду становится «Художник, который проглотил мир, когда тот был диском». Человек с раздувшимся в форме диска животом мог бы внушить страх и отвращение, если бы не был так безмятежен и самодоволен.

По большому счету Вурм продолжает давно известную сюрреалистическую традицию. Иногда даже кажется, будто он напрямую цитирует Сальвадора Дали. Как известно, Дали придумал ставить подпорки для растекающихся предметов – Вурм в своих перформансах заставляет актеров усаживаться и укладываться на палки, отрывающие их от земного притяжения. Самый эффектный объект экспозиции из того же сюрреалистического арсенала: «Толстый Дом». Вид белого дачного дома в реальную величину напоминает перевалившуюся из кастрюли кашу – он весь распух и почти растекся. Когда же заходишь внутрь этого сооружения, обнаруживаешь экраны, на которых анимированное сооружение рассуждает, по какому право оно является произведением искусства.

Австриец постоянно кивает на культурный опыт и классические образцы. Он понимает, что за классикой не угнаться, зато рядом с ней можно расположиться на пикнике или обустроить аттракцион. Как раз в этой заботе о зрителе Вурм, как это ни странно звучит, куда как ближе к московским оформителям (например, к «Яблоку любви» Церетели), чем к актуальному искусству. После его выставки серьезные планы мэрии перестроить ЦДХ в нечто вроде апельсина не кажутся такими уж безумными – скорее легковесными и старомодными.

"