Posted 31 мая 2015,, 21:00

Published 31 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:49

Updated 8 марта, 03:49

В поисках хеппи-энда

В поисках хеппи-энда

31 мая 2015, 21:00
В музее-заповеднике «Мелихово» (усадьбе А.П. Чехова) в 16-й раз прошел Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна», в котором приняли участие 11 театров из России, Израиля, Латвии, Испании и Молдовы. В программе фестиваля встретились постановки по прозе Чехова и его пьесам. Трагическая «Чайка» Владимира Пет

Чеховское «Предложение», комедию-шутку в одном действии, Сергей Никитин и Дмитрий Сухарев превратили в «комическую оперу для драматических артистов». В ироническое повествование о сватовстве к соседке, которое чуть не закончилось междоусобицей по поводу спорной территории Воловьи лужки, – наши известные барды вплели лирический мотив поисков счастья маленькими людьми, оттенив сарказм грустью. Поставленная в 1992 году Иосифом Райхельгаузом балет-опера «А чой-то ты во фраке?» с Любовью Полищук, Альбертом Филозовым, Алексеем Петренко, стала хитом и визитной карточкой «Школы современной пьесы».

Режиссер Валерий Персиков добавил к трем главным действующим лицам – Жениху, Невесте и Папаше – еще целый ряд соучастников – дворовых девушек и парнишек, мамку, учителя музыки. Ввел зачином песню Татьяны и Сергея Никитиных о кулике, который сватался к синице: «Невелик мужик, зато ладненький, зато складненький,/ А что нос велик – невеликий грех, долгоносые долговечней всех,/ На таких, на долгоносых, только дуры не глядят», – которая станет рефреном к истории сватовства помещика Ломова к девице Чубуковой.

Дворня под предводительством смекалистого парнишки на все руки (Иван Кондрашин) бегает по двору, сопереживает хозяевам, поет, танцует, играет на самых неожиданных инструментах, извлекая мелодию из полотна пилы или высвистывая сложнейшие арии. Музыкальный руководитель постановки Григорий Слободкин ходит по сцене строгим учителем музыки с дирижерской палочкой в руках и добивается редкой сыгранности и музыкальности каждой партии.

Стильное оформление-пародию на лубочные оперы из жизни пейзан создала художница Ирина Балашевич. Трио главных исполнителей сыграны в настоящий ансамбль, где комедийное озорство юного Валерия Кукушкина (Чубуков, грозный отец невесты) перекликается с тончайшим лиризмом Юрия Синякина (Ломов) и уравновешивается редкой отточенностью всегда неожиданных переходов от гротескного комизма к задушевности Элеоноры Трофимовой (Чубукова). Актеры ТЮЗа «Царицыно» элегантно скользят по тонкой грани, удерживая сложнейший баланс иронии и лирики, успевая зрителей и насмешить, и растрогать.

Однако прекрасное послеспектакльное послевкусие (редко доводится встретить работу такого профессионального уровня, вкуса и мастерства даже и на столичных сценах!) было вдребезги разбито во время обсуждения постановки. Выяснилось, что режиссер Валерий Персиков, главный художник театра Ирина Балашевич и музыкальный руководитель Григорий Слободкин выведены «за штат» в… целях оптимизации бюджета театра. Директор театра, столь причудливо понимавший выгоды бюджета, также вскоре уволен. А вновь назначенному художественному руководителю, актрисе Нонне Гришаевой, похоже, придется приложить много усилий, чтобы исправить ущерб и сохранить редкий вышколенный коллектив, который не может существовать без своих лидеров.

Антон Павлович Чехов много писал о дефиците таланта, блеска, юмора, душевности в укладе русской жизни. Век прошел, но, похоже, мы так и не научились беречь тех, кто может изменить ее и украсить, внести в нее музыку и смех, поэзию и изящество. Режиссеры в нашем отечестве редки, наподобие белых тигров, но, в отличие от тигров, их, похоже, так и не научились ни беречь, ни охранять, ни завести Красную книгу, чтобы самодурам-директорам неповадно было их «оптимизировать».

"