Posted 31 мая 2012,, 20:00

Published 31 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:45

Updated 8 марта, 05:45

Современные передвижники

Современные передвижники

31 мая 2012, 20:00
Вот уже несколько лет Московский метрополитен проводит акции, направленные на приобщение граждан к прекрасному. За то время, что в подземке курсируют поезда с репродукциями произведений искусства, миллионы пассажиров смогли познакомиться с работами художника Сергея Андрияки и его учеников, шедеврами из ГМИИ имени Пушки

Когда в зловонном и душном вагоне в час пик вас начнут припечатывать к стенке, станет ли вам легче оттого, если подбородок упрется в абстракцию Малевича или в «Наездницу» Карла Брюллова? Или когда, после давки на ступенях эскалатора, вам вслед зазвучит «Белая береза под моим окном…», станете ли вы больше любить пассажиров, отдавивших вам ноги? Вопросы не такие праздные, какими кажутся: способны ли воспринимать и ценить искусство люди, поставленные в ситуацию выживания? Ведь сколько раз мы слышали: «Метро – это транспортное средство повышенной опасности». Но именно столичный метрополитен в последнее время выступает флагманом по внедрению высокого искусства в массы.

Речь идет не только о рекламе концертов, фестивалей и выставок, которую по бартеру или за деньги размещают в подземке на щитах и постерах. Пассажиры Арбатско-Покровской линии, торопящиеся с Курского вокзала на Щелковский, не первый год с удивлением наблюдают раскрашенный как пасхальное яйцо состав, заполненный художественными репродукциями. Сначала это были произведения Школы акварели Сергея Андрияки (благо школа находится на той же ветке). Теперь обещают, что электропоезд «Акварель» будет «катать» шедевры Третьяковской галереи. Посадочных мест в таких вагонах-музеях в два раза меньше, чем в обычных: красота требует жертв. Тем не менее в пресс-службе Московского метрополитена корреспонденту «НИ» сказали, что «подобные «творческие» поезда только дисциплинируют наших горожан», а также отметили, что «за все время, как они стали курсировать, не наблюдалось ни одного акта вандализма».

Литературные вагоны тоже не новость. Для этого существует программа «Читающая Москва». От небольших стикеров с цитатами из стихов русских классиков (особенно популярны были патриотические строки о Москве) сегодня перешли к тематическим вагонам. На Филевской ветке запущен состав имени писателя Маркеса. Почему именно его? При всем уважении к нобелевскому лауреату и к его 85-летнему юбилею есть подозрение, что дело не в качестве его ранних стихов – просто одно крупное издательство совсем недавно закупило авторские права на произведения живого классика, вот и требуется новая «раскрутка».

Наконец, своего рода музей развернут на станции «Воробьевы Горы»: здесь в круглых витринах уже показывали раритетный фарфор – кукол из собрания Театра Образцова, а также была выставка анималистики из Дарвиновского музея. И это лишь малая толика того искусства, которое спускается под землю.

Никто не спорит – искусство и музейная пропаганда намного лучше, чем их отсутствие. И уже сказано много прекрасных слов в поддержку инициативы. Но в данном случае возникают две проблемы, которые радетели прекрасного пытаются не замечать. Во-первых, метро само по себе памятник архитектуры. Тот факт, что его в какой-то момент заполнили различным визуальным мусором, еще не означает, будто все шлюзы открыты. Это как если бы на «Квадрат» Малевича каждый раз наклеивали очередную фотографию с работой Церетели. Во-вторых, далеко не очевидно, что репродукции заставляют народ идти к оригиналам – скорее, наоборот, они их подменяют, если не дискредитируют шедевры.

Впрочем, с такой позицией не согласна арт-критик Елена Титаренко, которая уверена, что «все связанное с какой бы то ни было пропагандой культуры, пусть даже на пачке сигарет напечатают «Мадонну», идет только на благо искусству».

«Подобные акции элементарно привлекают внимание публики, причем не к попсе, а к высокой культуре, тем самым прививая вкус, – сказала «НИ» г-жа Титаренко. – Тиражирование – это лишь способ распространения информации, не более того. Например, гравюры Рембрандта тоже тиражировали. Если есть возможность пропагандировать, почему ею не воспользоваться? Главное – это качество информации».

По мнению арт-критика, никакого обесценивания прекрасного в этом нет: «Наоборот, такое «приближение» к памятнику искусства повлечет за собой более углубленный интерес, хотя, конечно, не у всех. Не все ходят в музеи, и не у всех есть физическая возможность посещать выставки, а вот так случайно в вагоне метро увидеть репродукции хороших работ… Пускай это лишь репродукции, но они передают посыл художника, заложенное в них чувство прекрасного».

Лидия Аметова, кандидат психологических наук и ведущий социолог ГМИИ имени Пушкина, рассказала «НИ», что музей периодически перед открытием выставок размещает рекламные ролики в транспортном «Маршрут-ТВ» – своего рода слайд-шоу из картин, которые будут экспонироваться. «Мы давали такую рекламу к выставкам «Сальвадор Дали», «Парижская школа», Диора, Блейка, Караваджо… И это заметно влияет на посещаемость музея, – отметила г-жа Аметова. – Например, после размещения подобной рекламы в московских маршрутках мы сразу заметили приток посетителей на выставку «Парижская школа». Причем до запуска рекламы посещаемость была довольно низкой, а после – перед музеем стояли очереди. Кстати, ранее мы запускали интересный проект «Шедевры на улицах Москвы», и я проводила социологическое исследование. Пятнадцать процентов посетителей из числа тех, кто был опрошен и кто увидел картины на улицах города, пришли в музей, чтобы увидеть подлинники произведений». Также Лидия Аметова добавляет, что «искусство в городе в любом случае повышает интерес к искусству вообще и мотивирует посещать непосредственно выставочные площадки».

Если обратиться к западному опыту (именно на него ссылаются и наши музейные сотрудники), то его отличают два важных момента. Будь это специальная программа мэрии Лондона «Искусство под землей» или «Метро-арт» в Праге, они все направлены на привлечение современных художников. Пражские станции превращаются в залы для инсталляций и арт-экспериментов, а Лондон, развивая свой Транспортный музей, осуществляет циркуляцию экспонатов, привлекая молодые силы.

С недавнего времени большой популярностью пользуются интерактивные объекты: так, крыши десятков остановок британской столицы превратились в экраны (Bus-Tops), на которых демонстрируются видеофильмы и ролики художников и деятелей Интернета – они видны пассажирам второго этажа знаменитых лондонских автобусов.

Что касается классики, то почти все европейские столицы выделяют специальные дотации на большие плакаты с рекламой лучших выставок и арт-проектов. Эти плакаты не притворяются произведениями. Они по-настоящему пропагандируют события в культурной сфере.

Если учесть, что в нашем метро и на остановках до сих пор категорически отсутствуют указатели (в том числе на английском языке), помогающие добраться до главных достопримечательностей столицы, поневоле возникает вопрос: может, не с того конца начали? Возможно, полезнее показать, как доехать до Пушкинского, Третьяковки или менее известных музеев (вроде Музея Москвы или Музея народных промыслов), а не превращать в музей вагоны метро.

«Культурная инфраструктура в нашей стране находится на уровне, извините, ниже плинтуса, – констатирует Елена Титаренко. – Например, вы едете по дороге, и вам очень хорошо будет виден указатель к какому-нибудь супермаркету, но совсем не к музею. Могу привести пример довольно некультурной, по нашим меркам, страны Иордании. Вот вы едете по дороге и видите, что все указатели на населенные пункты голубого цвета, а в глаза бросаются многочисленные указатели на памятники истории культуры с белыми буквами на коричневом фоне. За сорок километров каждый прохожий скажет, как вам до него доехать».

Одним из главных аргументов в пользу искусства на транспорте всегда был психологический мотив. После того, как транспортная служба Чикаго в 2007 году провела опрос, какую музыку хотели бы слышать пассажиры метро и что они предпочитают в качестве визуального наполнения, приоритеты определились. Респонденты в возрасте от 16 до 50 лет единодушно голосовали за легкую классику (на втором месте лаундж – стиль, как известно, придуманный для лифтов и лобби гостиниц), а в плане картинок отчего-то сошлись на карикатурах и комиксах – вещах, которые поднимают настроение.

Те же исследования показали, что в вагонах метро и автобусах, имеющих некоммерческую (социальную или художественную) рекламу, совершается намного меньше актов вандализма. Но что особенно существенно, так это то, что американские и европейские исследования по художественному наполнению общественного транспорта шли рука об руку с обсуждением проблем комфорта и удобства. Искусство никогда не подменит правильное распределение пассажиропотоков, кондиционирование, обновление транспортного парка и прочие вещи, которые слишком очевидны в культурной столице России.

В Москве зазвучит музыка Дунаевских

В грядущий понедельник в киноклубе «Эльдар» Максим Дунаевский и его ансамбль «Совершенство» исполнят популярные музыкальные темы из кинофильмов и мюзиклов. Музыка Исаака Дунаевского – это мелодии на все времена. Она была популярна во второй половине XX века, но и сегодня звучит на эстраде, в театрах, на радио и телевидении. Трудно найти в нашей стране человека, который не знает и не любит «Школьный вальс», «Широка страна моя родная», «Марш веселых ребят»… Сын Исаака Дунаевского Максим продолжает дело отца. Его творческий диапазон охватывает оркестровые концерты, кантаты для хора, сонаты, камерно-инструментальные ансамбли и, конечно, музыка для кино.

Исаак и Максим Дунаевские написали музыку к такому количеству уже ставших историей отечественного кинематографа фильмов, что их вклад в киномузыку можно назвать рекордным. Это «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Весна», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания!» и многие другие. В музыкальном вечере «Двойной портрет» примут участие стипендиаты фонда имени Исаака Дунаевского Никита Волов (фортепиано), Артур Назиуллин (кларнет), Динара Клинтон (фортепиано), Гайк Заргарян (скрипка), Арсений Чубачин (виолончель), Игорь Лазарев (бас), Валентина Руденко, Олеся Ковалева (сопрано), Тарас Ясенков (тенор), Остап Даутов (баритон) и другие.

Евгения МЕДВЕДЕВА

Интервью с Максимом Дунаевским читайте в одном из ближайших номеров «НИ»

"