Posted 31 мая 2010,, 20:00

Published 31 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:09

Updated 8 марта, 07:09

Плод в «Зеркале»

Плод в «Зеркале»

31 мая 2010, 20:00
В Иваново завершился IV международный фестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. В конкурсе победила картина Доме Карукоски «Запретный плод» (Финляндия – Швеция) о двух воспитанных в религиозной общине подругах, у которых зов плоти ассоциируется с дьявольским искушением. Фильм получил три награды: главный приз жюри

Конкурсные программы международных фестивалей собираются по принципу «с миру по нитке» и почти всегда представляют собой кучу зеркальных осколков, в которых отражаются фрагменты внешнего и внутреннего мира. Но иногда они вдруг складываются, и становится виден целостный аспект жизни. Так произошло на этот раз. И не важно, по «вине» ли опытного фестивального программиста, киноведа Сергея Лаврентьева или просто потому, что зрительское воображение обладает способностью соединять независимые сущности. Так или иначе, в международном конкурсе просматривалась сквозная тема, которую можно определить как «поиск своего места в мире».

Лучана из итальянской «Космонавтки» ищет себя в коммунистической партии и в борьбе за дело рабочего класса, а находит в интимной жизни. Айна из норвежского «Сумасшедшего дома» (Ингрид Бельсе Бердал сыграла ее не хуже премированных финских актрис), попавшая в психбольницу после попытки самоубийства, обнаруживает, что именно здесь течет полнокровная жизнь, которой ей так не хватало. Светская тусовщица Хильдур из исландской «Астропии» открывает жизненную полноту в ролевых играх с ряжеными орками и гоблинами. А герой «Гималаев» пытается обрести себя в Непале, куда отправляется с прахом погибшего в Корее гастарбайтера-нелегала.

Кстати, духу творчества Тарковского в наибольшей мере соответствовала именно эта медитативная лента, смысл которой передается изображением, а не разговорчивый «Запретный плод». Конфликт давно потерял актуальность и был вдоль и поперек изъезжен в европейском кино, сводившем счеты с консервативно-религиозным воспитанием. Впрочем, для России, где церковь пытается заполнить духовный вакуум, образовавшийся после краха коммунистической идеологии (ранее заполнившей пустоту, возникшую после разгрома церкви), проблема укрощения «греховной» плоти может встать на повестку дня.

Несколько поодаль от главной конкурсной темы оказалась иранская картина «Человек, который ел вишни» Паймана Хагани с Хасаном Пурширази в главной роли. Герой этой скромной черно-белой ленты, обыкновенный рабочий, ищет не себя, а деньги, чтобы вернуть приданое жене, подавшей на развод. Одинокая невеселая жизнь, мелкие расчеты, непрестанные унижения. Внимательно следя за этой ничем не примечательной жизнью и нигде не отступая от правды ради эффектного кадра, иранский постановщик вызывает к своему герою такое сочувствие, которого не добиваются режиссеры, считающие, что кинематограф – это иллюзион, манипулирующий зрительским сознанием. В результате Пайман Хагани получил от критиков «Слона» с формулировкой «За верность традициям неореализма».

Лучшим исполнителем мужской роли признан Юрий Назаров, сыгравший в фильме Носира Саидова «Истинный полдень» (Таджикистан – Иран |– Швейцария – Нидерланды) старого русского метеоролога, помогающего таджикам, разделенным постсоветской границей. Расчувствовавшийся на церемонии лауреат исполнил в этой связи чей-то пафосный стих, в котором Россия ведет за собой остальные народы и страны мира. Приз за режиссуру достался Чон Су Илю, снявшему почти бессловесную ленту «Гималаи, где живет ветер» (Южная Корея – Непал – Франция). Приз зрительских симпатий получила комедия Никши Свиличича «Я верю в ангелов» (Хорватия).

"