Posted 31 мая 2004,, 20:00

Published 31 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Глинке – 200

Глинке – 200

31 мая 2004, 20:00
Вчера гала-концертом «Незнакомый Глинка» Московская филармония открыла марафон в честь юбилея основоположника русской классической музыки. Вместе с Москвой 200-летие композитора отпразднуют в Петербурге, в Новоспасском и во многих других городах страны.

Потомка польских шляхтичей Михаила Ивановича Глинку большинство россиян знают только как автора оперы «Иван Сусанин» – той самой, которой во времена кризиса открывал сезон Большой театр (а вслед за ним и большинство музыкальных театров страны). Возможно, кто-нибудь еще вспомнит его грандиозную фреску «Руслан и Людмила», которая, к слову, по своему эпическому масштабу мало уступает вагнеровским операм, а кто-то из россиян слышал его «Комаринскую», которая ни много ни мало послужила началом русского симфонизма.

Юбилей композитора в обеих столицах и в провинции сейчас хотят приравнять к юбилею Пушкина. Причина, конечно, не в том, что поэт и музыкант были дружны в юности. Для российской культуры эти имена равновелики. Один был родоначальником классической литературы, второй – музыки. Но Пушкина теперь знают во всем мире, а Глинка по сей день остается сугубо русским чудом. Его оперы (в отличие от опусов его последователя Чайковского) не знакомы Европе. Его романсы (в отличие от романсов Рахманинова) не интересуют западных певцов, о его симфонической музыке за рубежами страны вообще никто не слыхивал. Виновником тому скорее прихоть истории, чем объективные причины. В начале века для России он казался слишком элитарным, а для Запада – слишком простым. Теперь Глинка... просто слишком русский.

Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Первым русским дворянином в роду стал польский шляхтич Владислав-Викторин Глинка в годы царствования Алексея Михайловича, когда Смоленское воеводство отошло к России. В Новоспасском Михаил прожил до 13 лет, а в 1817 году уехал учиться в Петербург в благородный пансион Главного педагогического института на Фонтанке. Его однокашником был Лев Пушкин, который познакомил его со своим старшим братом Александром. В 1824 году Глинка написал свой первый романс «Моя арфа». Его романс «Не искушай» стал, выражаясь нынешним языком, хитом своего времени – его распевали во всех салонах России. Случай, точнее недуг, в 1830 году привел композитора в Италию, где у него возникло намерение написать русскую национальную оперу. Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась в Петербурге 27 ноября 1836 года. Успех был ошеломляющим.

Кстати, экстравагантной премьерой именно этой оперы в минувшее воскресенье в Питере открылся фестиваль «Звезды белых ночей». Возможно, в этой космополитической версии режиссера Дмитрия Чернякова спустя полтора века ее наконец-то примут в Европе (переговоры о гастролях ведутся). А пока фестиваль Глинки уже набирает силу в нашей стране. Вчера в Москве в Зале им. Чайковского прошел большой концерт отечественных звезд ранга Юрия Башмета и Михаила Козакова. За ними последует грандиозный вечер в Большом театре, музыкальный фестиваль в Новоспасском, концерты в Калуге, Краснодаре, Новосибирске и многих других городах страны. Но вряд ли это поможет, по задумке Министерства культуры приравнять Глинку к Пушкину. Дело даже не в количестве выделенных на вечера и фестивали государственных средств, просто поэзия Пушкина более демократична, чем классическая музыка его лицейского друга.


Зажглись «звезды белых ночей»

"