Posted 28 февраля 2006,, 21:00

Published 28 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Позвоните Моцарту

Позвоните Моцарту

28 февраля 2006, 21:00
Отметили и забыли – это не про жителей Вены. Шумно отпраздновав в январе 250-летие Моцарта, австрийцы еще только начали череду мероприятий, посвященных юбилею композитора. Сегодня австрийская столица превратилась в большой музей композитора, а главной достопримечательностью стал «Дом Фигаро». Каждый, кто приходит сюда

По всему центру австрийской столицы установлены красные столбы с надписью «Позвоните Моцарту», на них указан телефон музея. Набрав телефон, вы сможете послушать моцартовские хиты и еще массу приятных вещей, включая афоризмы и анекдоты. Вообще Моцарт до сих пор зарабатывает в Вене больше всех других артистов. С тех пор как 6-летний вундеркинд вместе со своим отцом прикатил из Зальцбурга в австрийскую столицу, он стал таким же ее брендом, как кофе, пирожные и психиатрические лечебницы. Еще в начале 1760-х мальчика, который мог играть с завязанными глазами и повторить на слух любую мелодию, разрывали на светские вечера. В год он зарабатывал 3 тысячи гульденов. Для сравнения – зарплата уважаемого профессора того времени составляла 300 гульденов, а разнорабочий получал от силы 20. Сегодня к конфетам «Моцарт», кафе «Моцарт», нескольким гостиницам с его именем, бесконечным открыткам, альбомам и дискам, на которых изображен носатый профиль испуганного юноши в парике, прибавился Год Моцарта, ставший для Австрии событием даже круче, чем для Италии зимняя Олимпиада.

Отец, подданный зальцбургского архиепископа, раскручивал сына на полную катушку. В день Моцарту приходилось давать по три концерта, ели они исключительно в гостях, а спали в карете во время переездов. Неудивительно, что, оказавшись в Вене уже в совершеннолетнем возрасте и в качестве композитора по найму, Моцарт обнаружил, что не в состоянии даже завязать себе шнурки. Нужно было срочно устраивать быт. За десять лет, проведенные в Вене, он сменил 12 квартир, женился вопреки протестам отца на «недалекой» Констанце Вебер и написал свои лучшие оперы. Самым плодотворным временем оказались годы с 1784 по 1787-й, которые Моцарт прожил в доме на Соборной улице. Здесь создана его «Женитьба Фигаро» – произведение, которое до сих пор считается самой популярной оперой в мировом репертуаре. Оттого дом носит название «Дом Фигаро», и именно он стал горячей точкой Вены на сегодняшний день.

В новом музее звуков оркестра не услышишь, но здесь есть другие, куда как более занятные шумы: все четыре этажа дома наполнены звуками Вены. Музей посвящен ликам любимого Моцартом города. Посетитель самыми разными способами втягивается в изучение его странной атмосферы. Здесь и темные комнаты с масонскими собраниями, и пышные портреты вельмож-меценатов, есть отдельная зала с дверными глазками, за которыми скрыты порнографические картинки (что греха таить, любил Моцарт прогуляться по улице Грабен и познакомиться с дамами полусвета, которых называли «нимфы Грабена»). Наконец, оперные премьеры. Апофеоз новейших технологий можно наблюдать в комнате, посвященной опере «Волшебная флейта»: в ящике-стенде перед зрителями разворачивается трехмерная оперная постановка, выполненная с помощью компьютерных голограмм – герои летают, рассыпаются на мелкие куски и собираются заново. После этого зрелища все лучшие оперные премьеры, что мы видим в старых театрах, становятся позавчерашним днем. Собственно, комнаты, где жил Моцарт, располагались на втором этаже и до сих пор сохранили оригинальные потолки и лепнину. В них нет ни намека на ноты или музыку – посетитель просто должен пройти ряд залов, сам угадать, где была столовая, а где спальня (этого не знает и дирекция). И посмотреть на вид из окна – за окном все та же моцартовская Вена.

"