Posted 31 января 2005,, 21:00

Published 31 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Чартовы деньги

Чартовы деньги

31 января 2005, 21:00
49-летняя звезда музыки кантри, актриса и ведущая телешоу Реба Макинтайер попыталась восстановить утраченную популярность, проплатив эфиры на более чем ста радиостанциях США. Однако характерный для России подход вызвал серьезный скандал в американских медиакругах. Историей не совсем честной борьбы за слушателя заинтере

Скандал разразился после того, как нудноватая композиция Макинтайер Somebody сначала вошла в двадцатку самых популярных кантри-песен, по оценкам авторитетнейшего журнала Billboard, а потом стала абсолютным лидером чарта. Принцип отбора в Billboard прост: чем чаще та или иная композиция звучала в радиоэфире в среднем по стране, тем выше ее строчка в чартах. Таким образом, лейбл артистки – MCA-Nashville, заплатив энную сумму рекламных отчислений на 121 радиостанцию, опосредованно купил первую строчку самого авторитетного американского хит-парада. При этом предыдущие творения Ребы не поднимались выше 14-й строчки даже на заштатных радиостанциях, и не заметить столь странного стремительного взлета было невозможно. Внезапная популярность артистки не вызвала особого доверия ни у музыкальных критиков, ни у самих слушателей, ни даже у Федеральной комиссии связи.

В отличие от российских «вершителей чартов», Реба, а точнее ее звукозаписывающая компания пошла по легальному пути. Все эфиры были куплены на правах рекламы и формально считались рекламными роликами. Радиомагнаты, разумеется, против такого потока «тематической рекламы» не имели никаких возражений. В компании MCA не отрицают факта уплаты денег за определенное число «проигрываний» композиции. Продюсеры певицы вынуждены были признать, что за счет такого хода удалось не только вдвое увеличить продажи альбома Room to Breath, но и вернуть Макинтайер статус «королевы кантри-музыки». Однако они проигнорировали норму, согласно которой купленное время полагается обозначить как рекламное.

История с кантри-исполнительницей стала в США серьезным прецедентом, поскольку до этого «купить» ту или иную строчку в американском чарте было невозможно. Бизнес-схема, чем-то напоминающая российскую, стала для США ноу-хау: здесь всегда считалось, что за постановку песни в эфир деньги – гонорары – должна платить радиостанция, а не наоборот. Подытоживая год, журнал Billboard, столкнувшийся с вопиющей непорядочностью, теперь усложнил систему отбора номинантов. Отныне учитываться будет не только ротируемость песни, но и время суток, и массовость аудитории станции, на которой она исполнялась. А и без того строгая Федеральная комиссия связи после скандала всерьез задумалась над очередным ужесточением законов для вещателей. Денежная составляющая радиорынка не должна преобладать над музыкальными предпочтениями аудитории и интересом слушателей, считает комиссия. Американские чиновники уверены: если звукозаписывающей компании оказалось выгодным гонять песни на правах рекламы, есть серьезная опасность, что такая практика приведет к переделу музыкального рынка Америки.

В России покупка эфирного времени «на правах рекламы» не практикуется. Но причины прямо противоположны американским. Ни для кого не секрет, что отечественное телевидение и радио зачастую существуют за счет «инвестиций» продюсерских центров. На предложение «крутить» своего питомца по официальным рекламным расценкам российский продюсер по меньшей мере рассмеется, а человек со связями еще и обидится. Реклама слишком дорога, а при известном уровне музыкального пиратства проект по «системе Ребы Макинтайер» окупить невозможно. Доказать, что какие-нибудь Дима Билан, Жасмин или кто-нибудь из этой же серии исполнителей попал в эфир «слева», разумеется, невозможно, однако при наличии такой информации никто особенно не удивится. Более того, попасть «в телевизор» по-другому зачастую нельзя, будь ты хоть трижды Макаревичем. А поднять артиста на пару строчек вверх или прокрутить на пару раз в сутки больше по «немузыкальным» причинам в нашей стране не так уж и сложно. Сложнее представить, что наше Федеральное агентство по делам печати и массовых коммуникаций когда-либо озаботится такими мелочами.

Так или иначе, если Ребу Макинтайер окончательно сгнобят американские правдорубы, она вполне может вписаться в российский шоу-бизнес и стать настоящей королевой кантри на постсоветском пространстве. Важно только запомнить, что слово «неформат», время от времени применяемое программными директорами станций и телеканалов России, не имеет ничего общего ни с качеством музыки, ни с предпочтениями целевой аудитории, а переводится как «мало денег».

"