Рус
Eng
По горкам невезения: почему буксует первая канатная дорога в Москве

По горкам невезения: почему буксует первая канатная дорога в Москве

29 ноября 2018, 09:34Город
На третий день работы первая канатная дорога в столице стала жертвой хакерской атаки - и ее пришлось закрыть. Ничего удивительного, считает специалисты,- вся история этого проекта изобилует разного рода неприятностями и непонятками. В подробностях разбиралась корреспондент "НИ".

Людмила Бутузова

Первая в столице канатная дорога открылась для пассажиров во вторник и первый месяц работает бесплатно. Движение стартовало в 12:00 на станции «Воробьевы горы». Некоторые люди, которым уже удалось прокатиться по канатной дороге, не хотели выходить из кабинок и собирались на второй круг. Но охрана не позволяла засиживаться.

После вынужденной остановки дороги москвичи в соцсетях задавались непростым вопросом: а люди, которые туда ломились, понимали, что они фактически бесплатные лабораторные мыши? Ведь сам факт успешной хакерской атаки говорит о том, что кибербезопасность проекта - отнюдь не на высшем уровне.

С самого момента обретения долгожданного мандата на проведение ЧМ—2018 у столичных властей присутствовало желание организовать мундиаль по сочинскому варианту, с купеческим размахом, то есть «ради красоты» не пожалеть ни денег, ни живой природы. Успешно, надо сказать, справились: на склонах Москва-реки, в природном заповеднике МГУ, где произрастают редкие растения и обитают непуганые семейства соколов, появилась канатная дорога, связывающая смотровую площадку на Воробьевых горах и стадион «Лужники». Новый вид воздушного транспорта должен был перевозить фанатов и туристов, чтобы те с высоты наблюдали достопримечательности Москвы в компании с аудиогидом, говорящим на разных языках. Впоследствии, когда гости разъедутся, воздушным маршрутом будут пользоваться спортсмены и простые москвичи.

Увы, что-то не срослось. Фанаты так и не дождавшись открытия фуникулеров. Москвичи уже и ждать перестали - сроки столько раз переносили, что не помогают ни молебны, ни окропление территории святой водой. Летом канатную дорогу освятил настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков, сообщивший об этом в своем Facebook . Но на тестирование канатки 6 сентября его почему-то не взяли. Эта честь была оказана юным спортсменам из спортивной школы стадиона «Лужники» и их родителям. Во время путешествия они молились самостоятельно. Кстати, тесты на канатной дороге проводились еще и в апреле, инспектировать фуникулер приезжал мэр Сергей Собянин. Все закончилось благополучно.

О стройке этого не скажешь, она продолжалась...

«Люди лезут по грязному склону Воробьёвых гор на улицу Косыгина, а рядом разрушается подъемник - заброшенная эскалаторная галерея у метро "Воробьёвы горы", известного архитектора Н. А. Алёшиной. Никому из городских властей она не нужна. Консервацией и реставрацией они не собираются заниматься. Мэрия Москвы, даже не смогла сделать металлическую пешеходную лестницу на сваях, но вложила миллиарды в платную канатную игрушку», - пишут подписчики блогера Анны Николаевой в ответ на ее язвительное замечание, что «недомундиаленной канатной дороге, которую так пиарил Хуснуллин, что-то поплохело. Интересно, когда же на ней можно будет сэкономить 15 минут и напрямую долететь с ветерком от Воробьевых гор до Лужников? Как думаете, дорогие друзья ?»

Открытие дороги произошло лишь в конце ноября.

Общая протяженность нового воздушного вида транспорта – 737 м, в час подъемник может перевозить до 1,6 тыс. пассажиров. На фуникулере два маршрута: по большому кругу (ул.Косыгина – Воробьевы горы – Лужники) и малому (Косыгина – Воробьевы горы). На малом кругу работают открытые кабины, которые предназначены для спортсменов. Для большого круга предназначены закрытые тонированные кабины на 8 человек, а также еще две VIP-кабины с четырьмя просторными кожаными сиденьями – для важных гостей. В оформлении использована светодиодная подсветка.

Стоимость проезда по канатной дороге явно дороже, чем такси на подобное расстояние (где тарифы – от 35 до 40 руб. за 1 км, и в среднем поездка по маршруту обходится в 150 рублей).

После окончания бесплатного периода на канатной дороге тариф «туда» составит 400 рублей в будни и 500 рублей в выходные. Тариф «туда-обратно» – 700 рублей в будни, 800 рублей в выходные. Льготный проезд для инвалидов второй и третьей групп, пенсионеров, детей 7-14 лет, студентов и членов многодетных семей по тарифу «туда» составит 300 рублей в будни, 400 рублей в выходные.

-В мэрии считают, что проект окупится и без мундиаля, но, по-нашему мнению, стоимость билетов для москвичей стоить пересмотреть, - заявила «НИ» директор Центра градостроительных компетенций РАНХИГС Ирина Ирбитская.

Станет ли канатка альтернативой традиционному транспорту?

- Едва ли, - считает руководитель направления «Общественный транспорт» экспертного центра Probok.net Алексей Чекмарёв - Если это городской транспорт, он должен стоить столько же, сколько стоит поездка на автобусе или метрополитене, там же должен автоматически активироваться режим «90 минут», если человек пересаживается, и так далее. Если цена 500 рублей, никто в регулярном режиме пользоваться ей не будет, потому что это безумно дорого. Вопрос интеграции в первую очередь завязан на оплату проезда. Если это будет работать как некий аттракцион, возможно, в среднесрочной перспективе будет достаточный поток для того, чтобы окупить вложения.

Интересный вопрос: кто вкладывался в канатную дорогу? И что это за спецы, решившие переплюнуть знаменитого инженера Александра Галли, еще в 1953 году построившего на Воробьевых горах кресельную канатную дорогу и четыре трамплина для горнолыжников ?

Напомним: канатно-кресельный подъёмник длиной в 340 метров и двумя станциями - построили на Воробьевых горах через три года после открытия смотровой площадки. На слаломном склоне разместилась спортивная база, позже названная «Русская горнолыжная школа „Столица“». Здесь тренировались спортсмены школы олимпийского резерва и советской сборной. В 2013 году весь особо охраняемый природный заказник «Воробьевы горы» передали дирекции парка Горького, чтобы создать единую парковую линию вдоль набережной. Тогда же выяснилось, что трамплины в аварийном состоянии, а подъемник не соответствует современным техническим требованиям.

Два года судьба спорткомплекса была неясна, пока в 2015 году его не включили в очередной масштабный проект - главную фан-зону будущего чемпионата мира по футболу . Подробности в декабре 2016 года рассказал глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин: если старый подъемник тянулся только до набережной и был рассчитан на лыжников, то новый перекинут через реку и он будет в два раза длиннее. Как само собой разумеющееся подразумевался демонтажу памятника садового искусства "Парк МГУ на Воробьевых горах". Против строительства в заповедной зоне протестовали студенты и преподаватели. Инициативная группа МГУ обращалась в прокуратуру. Жители прилегающих районов Москвы тоже выступали против проекта, опасаясь за флору и фауну природного заказника.

Итог известен. Независимых экспертов, муниципальных депутатов и даже членов рабочей группы при департаменте природопользования Москвы не пустили на слушания по проекту.

«Изуродовать к Чемпионату мира по футболу Воробьевы горы канатной дорогой и... не открыть ее к чемпионату мира! Это вполне в стиле Собянина", – в сердцах высказыывается политолог Максим Жаров.

А чего, собственно, могли ожидать протестанты, если благоустройством территории «Лужников» и МГУ стали заниматься победители миллиардных тендеров, а сам склон Воробьевых гор — участок земли в 10 гектаров — Москва без всяких конкурсов передала в пользование частной фирме на 49 лет?

Скандалы сопровождали канатную дорогу на всем протяжении ее строительства. Телеканал "Дождь" выяснил, что к реализации проекта приступили без положительного заключения Главгосэкспертизы. Как объект повышенной опасности трасса должна была иметь разрешение еще на этапе формирования проектной документации. Представители фирмы застройщика утверждали, что в первый раз Главгосэкспертиза вернула документы всего лишь из-за того, что они были поданы с нарушением сроков. Повторное обращение прошло как по маслу.

Председатель Совета депутатов Гагаринского муниципального округа Елена Русакова утверждает, что проекта "канатки" не было даже в закрытых базах, доступных специалистам. Кому верить?

По данным СМИ, строительство фуникулера продвигал глава попечительского совета спорткомплекса "Воробьевы горы", член комитета Госдумы по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев. Если интересно, кто это такой, то вот небольшое досье. В нулевых годах Свищев был учредителем модельного агентства, фирмы по поставке металла и детско-юношеского спорткомплекса «Новая лига». В 2007 году избирался депутатом в Государственную думу от ЛДПР (переизбирался в 2011-м и в 2016-м) и переписал все доли в компаниях на отца, Александра Свищева. До этого Свищев-старший уже был учредителем отделений «Новой лиги», например «Новая лига Шерегеш», «Новая лига Красноярск» и других. В 2014 году Свищевы упоминались в расследовании Алексея Навального по олимпийским стройкам в Сочи. Компания, подконтрольная отцу депутата, возвела керлинг-арену «Ледовый куб», не имея опыта такого строительства, через «непонятный подряд».

Сам Дмитрий Свищев вместе с Екатериной Селяметовой — учредительницей нынешней «Ассоциации „Новая Лига“» —руководят Федерацией керлинга России. Также он был основателем спортивного клуба «Новая лига», а с 2012 по 2016 год — главой попечительского совета нынешней ассоциации. Его отец Александр Свищев возглавляет компанию-застройщика "Московские канатные дороги" (МКД). Многоликая «Новая Лига» со Свищевым-старшим во главе и стала основным инвестором канатной дороги на Воробьевых горах. Другие инвесторы и точная стоимость проекта неизвестны. По неофициальным источникам гуляет цифра в 10-15 миллионов евро.

Власти Москвы называли проект полностью инвестиционным, однако, по подсчетам независимых депутатов, за последние годы из городского бюджета было выделено более 150 миллионов рублей на противооползневые работы и укрепление склона Воробьевых гор. Депутат Госдумы Дмитрий Свищев со своей стороны заявлял, что ему "все равно", сколько стоила воздушная трасса: "Мне важно, чтобы эта канатная дорога была. Я считаю, что я сделал хорошее дело, потому что я нашел этих инвесторов".

Перенос сроков открытия канатки депутат объяснял тем, что она оказалась "в зоне периметра высокопоставленных персон". Это, конечно, куда правдоподобнее, чем сказка о краже строительных материалов, которая будто бы произошла за три недели до открытия чемпионата мира, что не позволило вовремя запустить канатную дорогу. Подрядчик проекта «Московские канатные дороги» даже заявлял в полицию о краже со стройплощадки профильных панелей общим весом более двух тонн и ценой по два миллиона рублей за каждую. Предполагаемый похититель – 24-летний уроженец Ставрополя. Полиция до сих пор в шоке, как этому отморозку удалось умыкнуть многотонный груз. А вот нашли его или нет, - не сообщается.

Городские активисты подозревают, что криминальная комедия понадобилась только для того, чтобы скрыть истинные причины задержки строительства, - оползни по склонам Воробьевых гор, с которыми строители не могут справиться.

Но сейчас, если верить официальному сайту проекта, «все готово", всё – ОК и за качество не стоит переживать - работы контролируются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. В этом ведомстве на вопросы «Новых Известий» не ответили.

Ну а столичные власти намерены строить канатные дороги и в других районах Москвы, чтобы через три года этот вид транспорта стал общественным. Трассы могут появиться на территории ЗИЛа, а также между станциями метро "Сходненская" и "Речной вокзал". Объем инвестиций, по предварительным данным, составит около четырех миллиардов рублей.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter