Posted 29 октября 2019,, 08:48

Published 29 октября 2019,, 08:48

Modified 7 марта, 15:41

Updated 7 марта, 15:41

Стоп-сигнал: транспортная реформа в Питере буксует на остановках

Стоп-сигнал: транспортная реформа в Питере буксует на остановках

29 октября 2019, 08:48
Масштабная реформа в Петербурге может притормозиться из-за остановок для общественного транспорта. Остановки теперь понадобятся новые, около шести сотен. И деньги на это в бюджете есть. Нет понимания, как их сделать.

Евгений Колесников, Санкт-Петербург

Ленинград – город маленький, как говорилось в одном фильме. В данном случае мы говорим про центр города, ведь он был создан даже не в 20 и не в 19 веке. Улицы довольно узкие, рассчитанные на лошадиные повозки, а не на крупногабаритный транспорт. А именно он – ферзь транспортной реформы, затеянной Смольным. Специальные крупные автобусы, по нашим данным, уже закупаются. Но где они будут «парковаться» - вопрос. Впрочем, этот вопрос по концепции правительства Санкт-Петербурга должен разрешиться в июле 2020 года. Нужно не менее шестисот новых остановок общественного транспорта.

Равнение на Москву?

В чем тут главная проблема? По нормативам, каждая остановка должна иметь так называемый заездной карман. Улицы, построенные в прошлом веке, его имеют, так закладывалось. Но про центр города говорить излишне. Между тем, транспортная реформа, ее главный концепт – почти полный отказ от маневренных маршруток, маршрутных такси, если говорить официально.

Справка «НИ»

Транспортная реформа Смольного предусматривает фактический отказ от коммерческих маршруток (671 маршрут будет ликвидирован), которые дублируют социальный транспорт. Взамен, обещает новый губернатор северной столицы Александр Беглов, появятся габаритные автобусы (2300 штук) выпуска не позже 2018 года, которые смогут перевозить до двухсот человек разом. Звучит красиво, но есть нюанс: как они смогут маневрировать в пробках центра города, очень жестких? И безальтернативность транспорта – разве хорошо? Василий Киселев, председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров», еще в феврале этого года задавался вопросами для нашего корреспондента: «Вот станет в следующем году меньше автобусов, пусть они и будут большей вместимости. И что это даст? Не кажется ли вам, что очереди на остановках, как в советское время?»

В последнее время, при мэре Сергее Собянине, так как бы считается, Москва ушла в отрыв. Благоустройство нон-стоп. Во второй столице немного завидуют, отчасти подражают. В том числе, есть желание избавиться не только от ларьков у метро, но и от сомнительного на вид и внутри коммерческого транспорта. Однако вместительные автобусы закупать уже стали, а как сделать остановки для них – еще думают.

Мнение

Виктор Летышаев, урбанист, бывший сотрудник комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга:

- Как сделать остановки с «карманами» в центре города? Да никак. Нет банально пространства для этого маневра. Есть только возможность для крупногабаритного транспорта, который покупает город, делать выделенку, и на ней он будет останавливаться. Формально она и сейчас есть, но автомобилисты ее игнорируют. Тут уже ГАИ надо будет подключаться. Только такой вариант с выделенкой может быть как-то возможен. Подчеркну: остановки в центре построить невозможно.

«Не надо давить людей»

Впрочем, в Смольном считают, что все возможно. Если говорить в абсолютных цифрах, то запланировано 590 новых остановок общественного транспорта (ответственный – ГКУ «Организатор перевозок», подведомственное комитету по транспорту). Впрочем, чиновники аккуратны в формулировках – проект, на который будет потрачено 5 миллиардов (!) рублей, растянется до 2021 года. В этом году, который буквально истекает, планируется сделать лишь 19 остановок на сумму 12, 23 млн рублей. Как рассказал нашему изданию глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин, в среднем одна остановка стоит миллион – ну плюс-минус. Не трудно подсчитать, что сумма общего бюджета на остановки несколько превышает озвученный лимит. Остановка остановке рознь? Возможно. Тут опять-таки вопрос центра города. Как рассказал нам эксперт по транспортной инфраструктуре Петербурга Анатолий Колесников, дело в «углублении»: «Вот смотрите. Для примера возьмем «чрево» Петербурга, Сенную. Можно ли там сделать остановку, где вообще и по тротуару сложно пройти, настолько людская плотность? Кажется, нет. Вот вы говорите, что нереально. Однако «кармашки» там возможны. Может, на съездах перекрестных их сделать? Но, понятно, что автомобилисты в данном случае должны проявить сознательность. Не надо давить людей. Я в целом поддерживаю транспортную реформу Смольного. Маршрутки должны уйти в прошлое».

Медленно и сердито

Да, сколько уже говорилось и писалось, что маршрутки – отрыжка 90-х. Однако что можно сказать здесь и сейчас – они маневреннее общественного, так называемого социального транспорта. А сейчас, точнее, со следующего года в Петербурге их заменят «бронтозавры» - огромные автобусы, которые и вместят много людей, но и выпустят их нескоро. Медленно и сердито.

Но возвращаемся к остановкам. Была просто чудесная история некоторое время назад. Частная компания (ООО) «Городские инновации» предложила Смольному проект так называемых «умных остановок». Там всякие табло с расписанием, зарядные устройства, «вай-фай», «юэсби-разъемы», само собой, другие нано-ништяки тоже. Однако такие инновации Смольному не понравились. Точнее как? Никогда в нашей чиновничьей среде не говорится, что проект плохой, пятое-десятое. Бюрократическая машина его не принимает. Годами. Так проще. Ну и отвергли прожект. Можно подозревать, что кто-то кому-то не дал «назад», но разве можно в это поверить?

Итожим. Транспортная реформа в Петербурге будет, уже идет. Деньги надо осваивать. Но вот что касается остановок общественного транспорта, а их, напомним, надо сделать около шести сотни штук, есть нюансы. Впрочем, и время терпит. Официально они должны быть готовы к июлю 2020 года.

"