Posted 28 сентября 2020,, 13:14

Published 28 сентября 2020,, 13:14

Modified 7 марта, 14:31

Updated 7 марта, 14:31

В Кунцево началась битва горожан за старейший парк Москвы

В Кунцево началась битва горожан за старейший парк Москвы

28 сентября 2020, 13:14
В эти выходные парк на улице Ивана Франко стал самой горячей точкой на карте Москвы. Топор мэрии занесен над уникальным памятником природы – на вырубку обречены 2850 вековых деревьев, самый старый из них- трехсотлетний кунцевский дуб, который вырубят ради строительства Северного дублера Кутузовского проспекта.

Людмила Бутузова

Накануне вечером, 25 сентября, в Кунцево рабочие под прикрытием нанятых «титушек» заехали со стороны автозаправки, где нет домов, и сумели оградить бетонными блоками часть парка. Первыми заметили неладное местные жители Вадим Сокуренко и Савелий Рожков. По соцсетям полетел сигнал SOS. Настоящее воззвание к москвичам опубликовал Муниципалный депутат округа Кунцево Денис Шендерович:

«Help. В Кунцеве опять экоцид. И снова в этом замешан Собянин. Хотят вырубить парк на улице Ивана Франко, около 3000 деревьев и кустарников с вековыми дубами, чтобы построить платный Северный дублёр Кутузовского проспекта, в котором нет никакого смысла, кроме удобного провоза дорогих задниц из Москва-Сити к рублевским дачам. Москва Сити уже обжили несколько министерств и ведомств - эта дорога для них. В этом ненужном дублере не только презрение к людям, не только нарушение ст. 42 Конституции, но и нарушение принципов логики, разумности и целесообразности.

1. В северном дублере нет необходимости по причине наличия южного дублера.

2. Это был инвестпроект, т.е. должны были привлечь частных инвесторов, но за много лет дураков не нашлось, и тогда было решено сделать платную дорогу за народный счёт, из бюджета.

3. Трассировку дороги можно проложить, не затрагивая парк на Ивана Франко и интересы жителей районов Кунцево и Фили-Давыдково. Борзеть надо в меру.

Поэтому лучшим исходом ситуации будет, если чиновники прислушаются к людям и трассу проложат, не трогая зеленых насаждений и не прокладывая ее возле домов. Идеально, если эти деньги будут потрачены на объекты социального назначения, которые давно просят оба района. Но мечтать, как говорится, не вредно. Вредно - лежать на диване. Поэтому важно сейчас поддержать нас, кунцевчан. Любая помощь и поддержка».

За считанные часы на место подтянулись московские активисты и простые горожане. Поддержка пришла вовремя – «титушки» уже вовсю распускали руки, теснили жителей и угрожали расправой депутату МГД Сергею Митрохину, требовавшему у рабочих предъявить документы на производство работ в парке. Как обычно, никаких документов не было, отсутствовал и информационный щит, который хотя бы формально должен извещать, кто и что тут затевает. Вызванный наряд полиции под этим предлогом приостановил работу, москвичи выдавили из парка непрошенных гостей.

На следующий день они снова пришли, установили щит. И хотя это уже давно не новость, что в роще на Кутузовском АО «Новая концессионная компания» планирует возвести пункт оплаты проезда по дублеру со шлагбаумом, но когда ты своими глазами видишь, что ради этого будет вырублено 2850 трехсотлетних деревьев, «буря негодования»- это даже не то слово. Москва лишается парков, скверов и зеленых бульваров буквально со скоростью звука. Реализация очередного чудовищного проекта шаг за шагом приближает город к экологической катастрофе, 70% районов уже задыхаются от нехватки чистого воздуха.

- Как же они достали! - заявила «НИ» эколог Елена Воропаева, имея ввиду чиновников мэрии. – Ради себя, любимых, они готовы вырубить и забетонировать ВСЁ живое вокруг. Им все равно, чем вы дышите. По их мнению, вас вообще слишком много...Вы уж меня простите, но их ненависть к деревьям и траве кажется мне иррациональной. Просто ненавидит все, что имеет наглость жить и дышать.

Елена верит в петиции к высшим властям, разместила тексты во всех соцсетях и просит москвичей высказаться в защиту «зеленых легких на западе столицы, подписать обращение к президенту РФ Путину как к гаранту прав и свобод человека и гражданина, чтобы дал указания московским властям отменить «дублер» и сохранить последние остатки некогда самой зеленой столицы мира. По ее словам, «несколько раз нам удавалось добиться хоть чего-то».

Но активисты Кунцево, похоже, уже исчерпали все переговорные возможности. В распоряжении инициативной группы сотни обращений в Государственную Думу, в Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы, в департамент строительства, в департамент природопользования и охраны окружающей среды столицы. И отовсюду чиновники разных уровней шлют витиеватые отписки. Проект становился предметом судебных разбирательств, которые в конце 2018 года дошли до Верховного суда. Заявители требовали отменить планировку трассы, настаивая, что публичные слушания прошли с нарушениями, и выступали против вырубки зеленых насаждений. Как водится, проиграли. Но не отступили.

«Мы прошли через все возможные суды – начиная с Мосгорсуда и заканчивая Верховным. Никакого результата! Тогда мы решили действовать через Европейский суд по правам человека. И там нас услышали. Иск дошел, он зарегистрирован, мы ждем решения», - пояснил «НИ» депутат района Фили-Давыыдково, доцент МГУ Андрей Ларичев.

Увы, темпы у европейского суда гораздо ниже, чем прыть московских строителей. Топор на Кунцево уже занесен и жители из последних сил пытаются помешать неотвратимому. В парке организовано круглосуточное дежурство, сегодня будет разбит платочный городок, на дозоре протестная газель со ставшей уже известной всей столице надписью «Жителей до выборов не бить». Не знаю, насколько это окажется эффективным. Вот прямо сейчас, в эти минуты, когда пишется текст, в ФБ сброшено видео с места ЧП – работы идут как и в чем ни бывало, прерываясь лишь на вызов участкового. Но стоит стражу порядка уйти, опять все с начала.

Напомним историю вопроса.

Впервые о дублере - платном 11 километровом дорожном участке, идущем параллельно Кутузовскому проспекту, заговорили в 2012 году. Тогда же в публичном пространстве возникла и «Новая концессионная кампания»- как проектировщик и в дальнейшем эксплуатант этого участка трассы. Проект с самого начала вызвал очень большие вопросы – только по головам, с максимальным ущербом природе и жителям шести районов Москвы- Дорогомилово, Фили Давыдково, Можайский, Кунцево и Филевский парк. В Западном округе проживеает немало специалистов – строителей, архитекторов, в том числе бывших сотрудников Москомархитектуры – они указывали на ошибки и предлагали более щадящие варианты для прокладки дублера. Людей демонстративно не слушали, хотя они занимали вполне конструктивную позицию – не отменять проект, если уж он кому-то дороже родной матери, но хотя бы скорректировать его таким образом, чтобы избежать массовой вырубки деревьев.

- Сроки начала строительства не озвучивались, а те, что озвучивались не выполнялись, - уточняет юрист, координатор движения «Дублеру нет» Олег Казенков.- Судя по карте, на которой северный дублер упирается почти прямо в «Сити», обслуживать новая трасса будет, скорее всего, бизнесменов и чиновников, предпочитающих селиться поближе к Путину, но не желающих стоять в пробках из-за перекрытия дорог во время его проезда на работу. И они готовы за это платить, как платят сейчас за областной северный обход, чтобы постараться успеть на службу. Только если сейчас они выезжают с него прямо в пробку на МКАД, то теперь будут стоять на выезде с северного дублера в районе «Сити». А также встанет все Третье кольцо. Теперь представим, если бы проект удалось реализовать, какой была бы выгода? Вся разница - 1,5 км!, - на столько получится ближе по СДКП, чем если ехать по Кутузовскому. Весь эффект дублера – 1,5 км, т.е. 1 минута (при скорости 90 км/ч). Дно и позор...

В ходе восьмилетнего общественного расследования выяснились и другие любопытные подробности. В Москва-Сити работает не так уж и много чиновников. Всего аппараты трёх министерств, которые умещаются в здании 10.2. И далеко не все там работающие могут топорщить пальцы веером, обычные офисные сотрудники. Посетителей, правда, много, но и большинство их них пользуется для проезда метро. А для самых крутых есть геликоптерные площадки на крышах.

Таким образом, СДКП в качестве дороги особой ценности не имеет.

Отдельного разговора заслуживает атмосфера таинственности, которой покрыт проект строительства СДКП после появления концессионного соглашения по нему. Этой атмосферой укрыто всё: личности концессионеров, обстоятельства проведения тендера, условия выполнения технического задания, наконец, само содержание концессионного соглашения. И тайна сия велика есть. Настолько велика, что даже Верховный суд не смог добиться выдачи концессионного соглашения. Попробуем угадать, чьи уши проглядывают сквозь завесу таинственности.

Вот, например, что написал «Коммерсант» в своей статье от 21.11.2014 «Дублер Кутузовского проспекта остался с одним подрядчиком. «Новая концессионная компания» стала единственным претендентом на строительство платной дороги»( https://www.kommersant.ru/doc/2617108) :

Откуда взялась эта удачливая «Новая концессионная компания», одним махом заглотившая платную трассу от ММДЦ «Москва-Сити» до Минского шоссе? По данным Kartoteka.ru, 100% этой компании принадлежит ООО «Новое качество дорог», подконтрольной ОАО «Главная дорога», созданной УК «Лидер». Как видим, за спиной победителя из проекта мощная компания «Лидер». А эта компания ассоциируется с Юрием Ковальчуком. Общую стоимость реализации проекта в мэрии оценивают в сумму около 40 млрд руб. Согласно первоначальным условиям конкурса, вкладывать средства в строительство дублера компания должна самостоятельно. Инвестиции окупятся за счет платы за проезд, которую инвестор будет собирать до 2055 года». Весь состав выгодоприобретателей из этой компании неизвестен, но, по слухам, это тоже достойные люди, или близкие люди достойных людей…

Вернёмся к северному дублёру. «У него срок окупаемости установлен в 30 лет, - сообщается в коллективном расследовании жителей Кунцево на сайте https://zakuncevo.org/komu-nuzhen-severnyi-dublyor-kutuzovskogo-prospekta.html. - То есть 30 лет деньги из бюджета города будут ежегодно выплачиваться концессионеру и стоящим за ним лицам. Размер этих выплат ничем не обоснован. Как не установлены и размеры прибыли концессионера от эксплуатации магистрали. То есть, только окупаемость строительства тянет больше, чем на 2 миллиарда в год. Плюс прибыль, норма которой может на порядок превысить выплаты за строительство (всё определяется только аппетитами концессионера). Плюс неопределённые затраты концессионера на техническое содержание трассы и борьбу с её влиянием (включая уборку снега, очистку сточных вод, содержание и ремонт трассы, рекультивацию прилегающей земли и т.д.). Плюс компенсация инфляции, изменения состояния национальной валюты и т.п.

Очень хотелось бы надеяться, что сейчас, когда Кунцево да и вся Москва в шаге от потери старейшего парка, « шум, брань и боязливая натура» возьмут верх над алчностью чиновников. Или кому-то очень надо довести жителей столицы до беды?

"