Posted 26 ноября 2019, 09:40

Published 26 ноября 2019, 09:40

Modified 7 марта, 15:18

Updated 7 марта, 15:18

В тупике: Смольный так и не придумал, что делать с гаражами и парковками

26 ноября 2019, 09:40
Идея многоэтажных паркингов в Петербурге захлебнулась, а ничего нового придумать власти города так и не сумели

В Петербурге регулярно возникают незаконные парковки, а также откровенно бандитские захваты дворовых территорий под них вместе … с машинами. Между тем, масштабные проекты постройки многоэтажных паркингов, по сути, провалились. Хотя несколько лет назад некие структуры буквально огнем и железом выживали индивидуальных владельцев десятков тысяч гаражей с нескольких крупных территорий города.

Евгений Колесников, Санкт-Петербург

Недавно в городе было демонтировано семь нелегальных парковок, ограждения буквально спилили. Как рассказали нашему корреспонденту в комитете по контролю за имуществом администрации Петербурга, всего освобождено от нелегального бизнеса 30 тыс. кв. м. городской земли. Конкретный один адрес любопытный – пр. Энтузиастов, 53. Там жители жаловались на самовольную парковку много лет. Кажется, с 2008 года. Происходили даже схватки «раз на раз», да много раз. И вот бандитская парковка купирована. Однако локальные успехи правопорядка не меняют ситуацию в целом – в Петербурге огромное количество нелегальных парковок, это серый бизнес. А еще гости из наших (и не наших) солнечных регионов порой устраивают натуральный «стояночный» рэкет.

Тимур и его команда

Пожалуй, с них и начнем. Схема в разных районах Петербурга одна и та же, потому остановимся на одном примере, показательном. Дом на улице Партизана Германа, есть площадка перед ним, где местные паркуются. Рассказывает Сергей Т., пострадавший: «Недавно некие люди, таких раньше называли «лицами кавказской национальности», подходят ко мне, после того как припарковался у дома, и заявляют: «Мы тут охрана, а это платный стоянка. Если хочешь, чтоб твой машина не сгорэл, плати две тысячи». Такие четкие предложения получили все автовладельцы дома. И стали платить. Рэкетиры выглядели серьезно – крепкие ребята, с оружием, наверное, все же травматическим. Они следили за «парковкой» из своей машины – менялись посменно, но дань взимал один человек, говорил, что зовут его Тимур».

Но все-таки отдельные наиболее смелые жильцы обратились в полицию, которая быстренько разогнала Тимура и его команду, вот только что-то предъявить им в юридическом плане оказалось затруднительно. Факт вымогательства доказать оказалось проблематично, потому что доказанных фактов угроз не оказалось. Этим и пользуются рэкетиры, которые мигрируют от одного дома к другому, и таких бригад в городе как минимум двенадцать, говорят в полицейском главке Петербурга. И добавляют: не надо никому платить и трястись за свой автомобиль – необходимо сразу набирать «02», когда следуют непристойные предложения.

Кстати

В последнее время некоторые автовладельцы огораживают свое персональное, как они считают, место для стоянки специальными парковочными столбиками. Как поясняет юрист Олег Бабушкин, «Жилищный кодекс РФ запрещает это делать. Но если столбики все же появились, нужно написать заявление на имя руководителя Жилкомсервиса с просьбой ликвидировать их. Жилищники обязаны в течение 30 дней после подачи жалобы снести незаконные парковочные столбики. Если этого не произойдет, необходимо подать жалобу уже в администрацию своего района».

Но это совсем отмороженные ребята работают, по принципу 90-х. Полиция и комитет по имуществу правительства города сейчас сталкиваются с другой схемой: фирмы (ООО), арендующие какие-то территории, сдают в субаренду квадратные метры под стоянки и парковочные места прочим конторам. У первых срок аренды заканчивается, но вторые насиженное место покидать не спешат. И ситуация порой растягивается на годы. Вот недавно, как мы уже заявили, была ликвидирована парковка на пр. Энтузиастов, 53, а занимала она территорию в 7,4 тыс. кв. метров! Также ликвидировали обнесенную металлическим забором стоянку напротив дома №24 по ул. Доблести, на Октябрьской набережной у дома №104. Надо отдать должное Смольному, подобный процесс идет нон-стоп. Но опять-таки, поскольку уголовное преследование таких «предпринимателей» проблематично, отделываются лишь административными штрафами, они мигрируют от района к району, от адреса к адресу. По принципу из фильма – «поймай меня, если сможешь».

В Петербурге, по данным местной ГАИ, зарегистрировано около 2,4 миллионов автомобилей (считая многочисленные служебные). Конечно, при таком количестве «лошадок» с парковками в городе напряженка. Об этой проблеме революционно размышляли еще при губернаторе Валентине Матвиенко. Бумажных прожектов было много. В том числе, невероятных. К примеру, была идея разместить высотные паркинги … в аварийных домах (их около полутора тысяч на город). Даже вырисовывалась конкретика в цифрах – 462 многоэтажных «гаража». Идею поматросили и бросили.

Была также идея возведения подземных паркингов прямо … под Марсовым полем. Но тут уж восстали горожане. Все-таки под этим полем покоятся тысячи участников Февральской революции, а также такие знаковые персоны типа Урицкого с Володарским. При всем неоднозначном отношении к этим людям, тот же Моисей Урицкий – первый начальник весьма кровавого Петроградского ЧК – границы разумного надо учитывать.

Был проведен и правительственный соцопрос среди автомобилистов – сколько они готовы платить за парковочное место? В месяц, сказали, не более 800 рублей. Городские власти такая цифра не устроила, не окупятся паркинги.

Масштабный паркинговый проект в 2011 году предусматривал парковку для 560 000 автомобилей. По разным причинам – не вышло. Но, конечно, многоэтажные паркинги возводились, вяленько строятся и сейчас. Однако по данным комитета по имущества, их заполняемость слабая, точнее, половинчатая – около 55%. Машиноместо в среднем стоит 5,5 тысячи в месяц (тут цена зависит от «теплоты» или «холодности» места), а в кризис бюджетнее парковаться на улице, хотя при такой плотности автомобилей, это уже отдельное искусство.

Алло, гараж…

А вот самое печальное, что под гипотетические паркинги в Петербурге массово сносились частные гаражи, причем, приватизированные. Тогда губернатор Матвиенко обосновывала: «Огромные городские территории, сотни гектаров заняты устаревшими уже и морально, и физически гаражными строениями очень неприглядного вида. К сожалению, те, кто арендует землю у города, абсолютно не ухаживают за этими территориями, не благоустраивают их. Многие эти гаражи уже давно не используются для автомобилей, а служат просто для хранения ненужного хлама».

Правда в этих словах есть. В Петербурге тогда и до сих пор десятки тысяч гаражных построек, которые эстетически выглядят неудобоваримо. И хлам там имеет место быть. Некоторые гаражные конгломерации находятся в престижных районах, к примеру, в Московском, прямо у знакового для петербуржцев СКК. Картина не картинка, как говорится.

«Но людей тоже нужно уважать, - говорит Александр Холодов, глава Ассоциации защиты прав автолюбителей Санкт-Петербурга. – Владельцам гаражей предлагается средняя компенсация на снос гаража – 50-60 тысяч – это разве нормально за такое имущество? Это же капитальные гаражи, капитальное имущество! Значимый весьма недвижимый актив, тем более, если в престижном районе. Автомобилистов выгоняют на улицу, ведь многим паркинг не по карману, а парковка у домов становится все более уплотнительной».

Кстати, гаражные войны были жестокими. Особенно это касалось окраины Питера, Парнаса. Там находилось около 30 тысяч гаражей. По каким-то странным причинам, начались пожары в этом комплексе, когда владельцы имущества отказались разбирать свое внутреннее имущество перед сносом. Вот с четырех концов агломерации в один момент начинался пожар…

Чиновники тогда поясняли четко, но цинично: гаражные кооперативы арендуют государственную землю, соответственно, по истечении договора арендатор обязан возвратить ее в том же виде, в каком и получал. То есть, никакого права на компенсацию владельцы гаражей не имеют.

Корреспондент «НИ» наблюдал процесс гаражной войны. Пять утра в мороз, площадка Парнас-1А. Владельцы гаражей выстраивают натуральные баррикады из бетонных блоков и всякого хлама. Потому что перед ними бульдозеры. Также в «кустах» ОМОН на всякий пожарный. Защитников своего имущества около полутысячи, немало. В итоге было эпично: бульдозеры снесли всё, омоновцы тоже пригодились, мат стоял до озоновой дыры в космосе, травмы и пострадавшие, конечно, в наличии. Особый аспект – после того, как гаражи снесли, а многие владельцы были даже не в курсе конкретной даты «карательной» операции, их имуществом занялись мародеры…

Власти обещали, что на месте гаражей появятся современные паркинги, однако там появились жилые высотники от одной известной строительной компании. И кто же был заинтересант в брутальном сносе гаражей, частного имущества петербуржцев?.. То же самое произошло с гаражным кооперативом «Океан-6» в Приморском районе – с мясом снесли строения, а на их месте возвели масштабный торгово-развлекательный комплекс. И чуток элитного жилья.

Председатель «Движения в защиту прав владельцев гаражей» Эдуард Дауэнгауэр констатирует: «Сначала гаражи сносят, а потом нас отправляют судиться, когда уже не докажешь, какой у тебя был гараж и сколько он стоил на самом деле. Теперь можно только посмотреть на элитные красоты, возведенные на месте твоего имущества».

Справка «НИ»

В свое время провалился план Смольного и относительно парковок-«перехватчиков». Их планировали строить у самых востребованных станций метрополитена, чтобы гражданин, оставив там авто, ехал на работу уже на общественном транспорте. Таким образом, от машин хотели высвободить и центр города, где припарковаться уже сродни подвигу. Однако ничего не вышло – тестовый «перехватчик» у метро «Проспект просвещения» пустовал – автовладельцы его проигнорировали, в том числе, потому что кататься на общественном транспорте дороже, чем на личном авто.

И что сейчас в сухом остатке? Снос гаражей прекратился после того, как в ситуацию вмешался личной Владимир Путин, сообщив, что у него тоже есть гараж в Петербурге. И добавил, что это всего лишь мораторий на снос: «Пока власти не придумают механизма компенсации владельцам гаражей, который бы устроил и инвесторов, и самих гаражников».

Справка «НИ»

В Санкт-Петербурге на сегодняшний момент, по данным комитета по имуществу, около 400 тысяч гаражей, которые занимают площадь в 8 млн кв.м.

Механизма на сегодняшний день не придумано. Да и вообще складывается впечатление, что городским властям сейчас не до этого. Тем гражданам, у которых снесли гараж, не компенсировав вандализм ничем, просто не повезло. А вот остальным владельцам повезло. Идея многоэтажных паркингов даже не поднимается хотя бы до прожекта у нынешних смольнинцев. Проблема парковок в городе, между тем, колоссальная, одна из самых животрепещущих. Тут, кстати, и криминальный есть момент. Битвы за парковку у жилых домов идут ежедневно, нешуточные, с применением не только кулаков и бит, но и летального оружия. Так, недавно петербуржец бросил в машину автовладельца, припарковавшегося «на его месте», гранату РГД-5. Благо, ее заклинило по старости, и никто не пострадал…

Подпишитесь