Posted 26 мая 2020, 14:41
Published 26 мая 2020, 14:41
Modified 25 декабря 2022, 16:29
Updated 25 декабря 2022, 16:29
Михаил Пустовой
«Новые Известия» приглашают прогуляться по «столице Арктики», как называют здесь этот город, и узнать, как мурманчане умудряются жить на помойке, и кто же в этом виноват.
Мурманск – город снега, мусора и лозунгов
Каждый раз, когда я выглядываю из окна кухни или спальной комнаты, то перед моими глазами предстает отвратительное зрелище. Под кронами исполинских рябин лежат кучи бутылок, пакетов из-под еды и даже старые телевизоры. Жильцы дома, как и многие мурманчане, не любят выходить к помойке, хотя она находится в шаговой доступности. Они открывают окна, и… вы всё правильно поняли. Туда же летят и сигаретные бычки. Когда в октябре Мурманск начинают заметать снега, он визуально преображается. Однако на рубеже апреля и мая метровые сугробы тают, и мегаполис напоминает гетто. И как в Африке, некоторые здешние дети уже играют выброшенным хламом под окнами, перепачканные с ног до головы. Полярный Мурманск тонет в мусоре.
«Пока я не попала в Норвегию, я не обращала внимания – грязно в Мурманске или нет. Только на улицах Норвегии я увидела чистый, белый снег», – признается мне старожил Надежда. «Мусор под окнами у нас бросают, сколько себя помню», – добавляет девушка. «Это алкоголики», – досказывает она очевидное.
Фронтон дома на проспекте Героев-Североморцев, на котором нарисован огромный пенис, «облагораживают» солидные кучки стеклотары: от коньяков, водки, различных коктейлей и пива. Также валяется разбитый при падении сверху системный блок. В прошлом году при пожаре в доме угорел алкоголик; его собутыльницу пожарные и медики успели спасти. Ещё здесь, как поговаривают, процветает наркобизнес и есть место для молодежных притонов.
Весной по дворам Мурманска сложно передвигаться. Месиво из болотистой земли, снега, мусора и собачьих фекалий, помноженное на разбитые или отсутствующие тротуары, делают поход в магазин увлекательным занятием. «Каждый раз, как домой захожу – сапоги под душем отмываю», – признается урожденная мурманчанка Татьяна. - Чтобы добраться до одного из сетевых магазинов, расположенных поблизости, я делаю солидный крюк. Красоты вокруг – невероятные, – серая советская архитектура Мурманска! А под окнами одного из домов на улице «Адмирала флота Лобова» покоятся не только бутылки, а уже целые пакеты с мусором. Причем аккуратно завязанные. И судя по лежащей рядом таре – здесь обитают ценители не водки, а пива. Обыденная картина для Мурманска.
Самый большой туалет под открытым небом в Арктике
«Людям в Мурманске всё равно как жить!» – возмущается Алла, энергичная женщина средних лет. Мы случайно разговорились, когда я фотографировал забор школы №41, уже заваленный обертками от чипсов и экскрементами. Двор заведения, вопреки всем запретам, используют для прогулок и возлияний. «Я своего сына и внуков воспитала нормальными людьми, чтобы даже фантик на землю не бросили, – а соседей, вот не могу! У нас только одна женщина во дворе за своей собачкой с пакетиком ходит. Даже детскую площадку, собаки, извините, зас…ли», – говорит Алла. На будущее Мурманска она смотрит без оптимизма. Мы общаемся, стараясь не наступить в собачьи фекалии.
Псы. Трудно подсчитать, сколько в Мурманске домашних собак на душу населения. Но, кажется, что это число зашкаливает. Так как мурманчане мало интересуются походами на природу, лыжами (да-да!) и спортом, то выгул четвероногих стал в городе образом жизни. Собачники заполонили всё. Зимой они бродят даже по Семеновскому озеру, мешая лыжникам. «Я тебе палку сломаю!» – закатывал мне истерику пенсионер, когда я отбивался от двух его псов. Обещание применить травматический патрон против зверей остудило его пыл. Однако фекалии псов валяются повсюду.
«Надо делать, как в Норвегии – продавать в магазинах специальные пакетики и крупно штрафовать тех, кто не убирает за своими питомцами собачьи какашки», – считает Надежда, неоднократно посещавшая соседнюю страну, которая поражает её чистотой. «У нас пакетиков для уборки за собаками не купить, а в Норвегии они в каждом магазине», – продолжает она. «По поводу экскрементов никто ничего не делает. У нас такие кучи лежат!» – резюмирует она. «В нашем дворе, в Первомайском районе, есть женщина, которая за своей собачкой с пакетиком ходит. Так её другие собачники на смех поднимают», – рассказывает другая мурманчанка Татьяна.
По этическим причинам «Новые Известия» не публикуют уличную подборку видов продуктов собачьей жизнедеятельности. Но чтобы было понятно – весной некоторые пешеходные дорожки так плотно заминированы (снег тает, и все слои отходов в один день оказываются на земле), что приходится ходить по автодорогам Мурманска.
Как наши земляки мусорят в Норвегии
Начну разговор немного издалека. «Норвежцы на нашей беде разбогатели. При Союзе Финнмарк (арктическая провинция Норвегии) в нищете жила, а как наши чиновники стали мешать нашим рыбакам суда разгружать в порту, и флотилии ушли в Киркенес, так «норги» озолотились», – злится таксист Олег. Он пересказывает местный миф о когда-то бедной и серой Норвегии. Рыбаки с Мурмана, и правда, отправляют добычу в Киркенес. Более века назад, до революции, «успешные рыбодобытчики» поморы, из Архангельской губернии, тоже отправлялись к соседям – на сезонные заработки в море. И еще тогда Россия закупала треску в Норвегии (да и уж больно некачественный товар поставляли поморы). Сегодня, кроме наших туристов и рыбаков в арктической Норвегии появились мурманские жены. Те, которые ассимилировались, озвучивают интересные вещи.
«У входа в магазин в Киркенесе ставлю летом горшок с цветами. И туда русские соотечественники умудряются хабцы накидать! Спросите, почему я думаю, что русские? А потому, что норвежцам, во-первых, это в голову не придёт; а во-вторых, норвежцы курят самокрутки из табака без фильтров. А в цветочном горшке, именно, окурки с фильтрами», – пишет в Facebook-группе «Мурманск».
Любовь Лимстранд, которая уже 23 года как покинула российскую Арктику. «А ещё, люблю ошмётки от семечек на полках в магазине находить! Тут, уж, норвежской молодежью не оправдаешься. Норвежцы семечки не грызут, мать вашу!» – продолжает женщина.
Разговор, разумеется, шел не об абстрактных россиянах, а о приезжих из Мурманской области. Отдельно взятые мурманчане, как повелось, пожелали бывшей соотечественнице «скатертью дорогу». Мурманская публика традиционно делится на две группы: одни – возмущаются, а другие рекомендуют недовольным «валить» из их драгоценного города.
Превратили в помойку город – пойдем на природу
Спастись от мусора невозможно и на природе. Мурманск окружают скалистые сопки, вараки (поросшие соснами холмы) и таёжные урочища. Встречаются живописные озера, как Рогозеро или Озеро с камнем – и из них, несмотря на близость мегаполиса, возможно пить воду. Однако мурманчане (а кто ещё, кроме них?) и здесь формируют «городскую среду». Битые бутылки, баклажки от пива и обертки от еды красуются на каждом кострище, особенно там, куда забираются рыбаки. Или хаотично лежат вдоль тропинок. В Кольской губе неприятно подойти к берегу; так величественный Мыс Серафим (жилой район Росляково), усыпан бутылками принесенными штормами или оставленными алкоголиками. «Да кому она помешает?» – удивилась моей просьбе – не прятать опорожненную тару среди камней в тундре, знакомая Галина. До города было рукой подать.
Впрочем, ощутимую часть мурманчан природа не особенно интересует. Таков менталитет – посидеть, поговорить на кухне. Те, кто выбирается «на природу», чаще всего готовы довольствоваться окрестностями железнодорожной ветки «Мурманск – Североморск» или обочинами «Восточной объездной дороги». Под гул транспорта, вдыхая ароматы сточной реки Роста (когда-то в ней жила форель), они жарят шашлыки в ближайших кустах. Мусор, конечно, складируют тут же. Годами. Фото прилагается.
Парадокс, но в Мурманске нет, ни набережной (в приморском, замечу, городе), ни толком парков. Доступ к природе – сложен. И гулять люди, например в «моём» Ленинском округе, идут по залитым ГСМ шпалам железной дороги, переступая через битую стеклотару и собачьи фекалии. Под лай бродячих стай, рассматривая полные ржавого хлама воинские части, угрюмые коробки гаражей и дымящие котельные «Атомфлота». После вспышки Ковид-19 в стихийном «парке» также добавилось одноразовых масок.
П.С.
Глядя на мусорный беспредел, можно подумать, что в бюджете города нет денег. Это неправда!
Несколько дней назад СМИ сообщили об обыске в квартире бывшего министра здравоохранения Мурманской области, а ныне главврача Мурманской областной детской клинической больницы Валерия Перетрухина.
В его квартире в коробках из-под обуви были найдены: 62 миллиона рублей, 133 тысячи евро и 60 тысяч долларов наличными. По версии журналистов, Перетрухин «зарабатывал» на откатах при строительстве разного рода медицинских объектов, а также на деятельности фирмы «Фармация Заполярья», специально созданной для участия в конкурсах на поставку льготных лекарств. По данным СМИ, подозреваемый в мошенничестве Перетрухин назаключал с ней контрактов аж на полтора миллиарда рублей.
Надо полагать, что на ЖКХ и благоустройство в городе тоже выделяются немаленькие суммы. Вот только найти их следы маловероятно...