Posted 24 октября 2017,, 08:17

Published 24 октября 2017,, 08:17

Modified 8 марта, 01:55

Updated 8 марта, 01:55

Опасная «Магистраль»: отмена троллейбусов в Москве повлияла на безопасность движения

Опасная «Магистраль»: отмена троллейбусов в Москве повлияла на безопасность движения

24 октября 2017, 08:17
В Сети живо обсуждается вопрос, как автобусы маршрутной сети «Магистраль», которые запущены по бывшим троллейбусным маршрутам, грубо нарушают правила дорожного движения. И это - не единственная претензия к Мосгортрансу.

Недавно на официальном Youtube-аккаунте московского Департамента транспорта выложена видеозапись регистратора автобуса, курсирующего по одному из маршрутов «Магистрали». Внимательные читатели, просмотрев ролик, заметили, что водитель «Мосгортранса», следуя по Сретенке, игнорирует дорожные знаки и выезжает на встречную полосу. В сообществе «Синие ведерки», куда автор обратился за комментариями, сообщили, что маршрутный транспорт правил не нарушал... Не будем разбираться, кто прав, кто виноват - столичный Дептранс, естественно, уже открестился от обвинений. Однако личное наблюдение вашего покорного слуги заставляют усомниться в невиновности водителей «Магистрали».

Свидетелем нарушений ПДД я стал вечером 8 октября. На улице Сретенке в районе домов 11-15 произошла авария: в автобус врезался легковой автомобиль. Автобус встал на выделенной полосе в сторону Лубянской площади. Следовавшие за ним автобусы не стали дожидаться оформления ДТП, предпочитая объезжать место аварии по встречной полосе — на фото вы видите, как это делает автобус маршрута М2.

Так случайность это или системное нарушение? «Магистраль» вводилась в противовес курсирующим десятилетиями в центре троллейбусам. Мол, устарели «рогатые друзья»: маломаневренные, толком объехать ничего не могут, катастрофически затрудняют движение автотранспорта и не выдерживают график движения. Новые «синие автобусы» преодолеют любой затор, любую аварию. Вот они и преодолевают. Возможно, дано негласное распоряжение в случае необходимости «чуть-чуть» нарушать правила. Помнится, социальные сети облетела фотография: вереница автобусов не может объехать ДТП на выделенной полосе у «Детского мира». На встречку водители не решались выехать, так и стояли, дожидаясь сотрудников ДПС. Блогеры от души смеялись: вот вам и «маневренные автобусы» от Собянина.

Не следует забывать, что идея организовать протяженные магистральные автобусные маршруты, которые ведомством Ликсутова выдаются за «ноу-хау», существовали в Москве ещё на заре развития городского транспорта. Из центра на окраины можно было добраться на трамваях, потом — на троллейбусах. Например, нынешний автобусный маршрут М2, продлённый до Рижского вокзала, не что иное как троллейбус 2к образца 1954 года сообщением «Кутузовская слобода - Ржевский вокзал». Только в отличие от современного варианта ходили троллейбусы намного чаще.

К примеру, в 1938 году на троллейбусном маршруте Б (тогда «букашка» ходила не по всему кольцу, а лишь на участке от Курского вокзала до Крымской площади) интервал между машинами составлял 30 секунд - на линии работали 60 троллейбусов! Но уже в то время, когда на пустых улицах не знали, что такое «пробка», троллейбусы и автобусы скапливались у перекрестков, сбивая график движения. Поэтому, собственно, и начали вводить укороченные маршруты на наиболее востребованных участках линии.

Но те, кто пользуются «Магистралью», конечно, заметили, что разрекламированные в многочисленных проплаченных мэрией телесюжетах автобусы не выдерживают интервалы: скапливаются на светофорах, остановках, ходят пачками. То 4 штуки друг за другом одного маршрута, то «дыра» в 20-30 минут. Выделенные полосы введены только на части маршрутов. На той же Тверской, Бульварном кольце автобусы стоят в автомобильных заторах, как и раньше троллейбусы. Так и ещё и воздух отравляют.

"Гринпис России" назвало ликвидацию троллейбусов одной из причин ухудшения качества воздуха в городе. Ситуацию с движением городского транспорта в центре города усугубляет и многократное увеличение количества крупногабаритного автотранспорта в перегруженном центре: если при Лужкове в центре курсировало порядка 100 троллейбусов, то сейчас на «Магистрали» задействовано только одних автобусов больше 400! Растёт и число задержек движения городского наземного транспорта, что и отражено в отчетах для служебного пользования. В 2016 году количество задержек движения автобусов и троллейбусов из-за скопления и помех прочего транспорта возросло на 18,7%, а их общая продолжительность увеличилась на 18,1%. Если в в 2015 году случаев задержек было 7641, то в 2016 - уже 9334!

Чтобы хоть как-то уложиться в график и держать марку «Магистрали», водители автобусов вынуждены нагонять время, что неизбежно ведёт к агрессивной езде. К тому же автономность автобуса позволяет шофёрам резко перестраиваться, обгонять друг друга, вести себя на дороге менее дисциплинировано, чем троллейбусы. Так что ограниченная маневренность «безрельсового трамвая», как ни парадоксально, только повышает безопасность движения городского транспорта. На выделенных полосах и на узких улицах маневренность троллейбуса ничем не отличается от автобуса. К тому же все современные троллейбусы имеют возможность автономного хода — так что ни обрывы проводов, ни ДТП не могут повлиять на регулярность движения «рогатого транспорта». А троллейбусы с увеличенным автономным ходом — практически идеальный городской транспорт: экономичный (по официальным данным Мосгортранса стоимость эксплуатации троллейбуса на 15,5% дешевле автобуса), экологичный, комфортный, маршруты которого можно без затрат продлить на несколько километров за пределы маршрута.

Специалисты Мосгортранса в прошлом году в открытом письме Путину писали, что троллейбусная сеть Москвы рассчитывалась с огромным запасом пропускной способности. В центре тяговые подстанции могут обеспечить движение до 300 троллейбусов. «Более 200 маршрутов автобусов в Москве можно заменить на обслуживание троллейбусами с длительным автономным ходом (электробусами с динамической подзарядкой) без какого-либо вмешательства в инфраструктуру. Т.е. то, чего можно добиться простой заменой подвижного состава автобуса на троллейбус. Это потребует дополнительно более 2000 троллейбусов, а разовые вложения в сумме менее 10 млрд окупятся за полтора года, поскольку расходы перевозчиков снизятся на 10-20%, в зависимости от маршрута», - считает эксперт межрегионального общественного объединения "Общественный транспортный совет" Владимир Сайного.

А теперь мы озадачим читателя главным вопросом: за счёт чего удалось запустить «Магистраль» и заменить троллейбусные маршруты на автобусы? Что, в Москве избыток водителей автобусов? Отнюдь. Машины банально снимают с периферийных маршрутов. 40-минутные интервалы - не исключение. А сами шофёры работают в нечеловеческих условиях. Вот что рассказал «НИ» один из представителей Дептранса.

«Водители автобусов отрабатывают по 14-16 часов в день с учётом мойки и заправки автобусов! Некоторые - по 8 - 12 дней без отдыха! У многих водителей нарушены периоды отпусков! Неоднократные проверки выявляли неоднократные нарушения, выписывались штрафы. Но штрафы выписывают очень хитро - на физических лиц, начальников колонн и отделов эксплуатации. Причём каждый раз им идёт как первичное наказание. Но на юридическое лицо и на гендиректора Михайлова штрафов нет» - поясняет сотрудник.

По его словам, замена троллейбусов автобусами и объединение автобусных и троллейбусных парков в один филиал ведёт к коррупции. «Увеличение переработки влечёт повышение расходов на оплату труда водителей автобусов, что очень выгодно директорам парков, т. к. в самих парках идёт мздоимство и продажа графиков работ и автобусов, - говорит собеседник. - К примеру, у вас есть два маршрута. Один автобусный с выпуском пяти машин и десяти водителей со средней тарифной ставкой в 216 рублей. И один троллейбусный: 10 водителей, но тарифная ставка средняя 196 рублей. При переводе маршрута на обслуживание автобусами только на разности в тарифной сетке будет увеличение расходов, с учетом того, что переход спровоцирует рост отработки до 240 часов в месяц, из которой 72 нужно будет оплатить в двойном размере!»

Дальше — ещё интереснее. Оказывается, все мероприятия по фиктивному набору кадров имеют лишь формальный характер. «Мосгортранс заинтересован в нехватке рабочих мест, об этом свидетельствует письмо заместителя гендиректора Величко А. М. (письмо есть в распоряжении редакции - Ред.), в котором запрещается приём на работу работников, которые ранее работали в Мосгортрансе, хотя большинство таких людей - это толковые специалисты и водители, которые в силу жизненных обстоятельств были вынуждены на время покинуть Москву».

Стоит ли удивляться, что с автобусами ГУП «Мосгортранс» в последние годы (как предприятие возглавил Е.Ф. Михайлов) всё чаще происходят резонансные ДТП, широко освещаемые СМИ? Не слишком ли большая плата за то, что столичному градоначальнику просто не нравится вид троллейбусных проводов? Может, руководству ГИБДД России следует официально обратиться к Сергею Собянину с рекомендацией восстановить троллейбусное движение в центре города и на ранее упраздненных троллейбусных маршрутах в других районах Москвы? Хотя бы в целях улучшения безопасности перевозок пассажиров на городском транспорте. «Новые Известия» просят считать данную публикацию официальным обращением к главе ГИБДД Москвы генерал-майору полиции М.И. Черникову.

КСТАТИ

Гендиректор «Мосгортранса» Евгений Михайлов в ближайшее время может быть снят с занимаемой должности. По словам источника из столичного департамента транспорта, на его место назначат одного из заместителей Максима Ликсутова, а сам Михайлов займётся решением транспортных проблем Подмосковья.

"