Posted 22 августа 2018, 17:21

Published 22 августа 2018, 17:21

Modified 7 марта, 16:44

Updated 7 марта, 16:44

А если без восторгов: 10 главных претензий к Сергею Собянину

22 августа 2018, 17:21
Урбанист Аркадий Гершман подвел итоги восьми лет управления Москвой мэром Сергеем Собяниным и его командой. По его мнению, провалы есть и в отсутствии долгосрочной стратегии и единых стандартов, и в чрезмерной централизации власти, и в имитации участия жителей, в экологии, ЖКХ, транспортных вопросах ...

"Мэр отвечает за общую политику и команду управления городом, поэтому говорить о совсем локальных вещах не будем, - пишет Аркадий Гершман в своем Живом Журнале. - Более того, уместить в одном материале все ошибки будет невозможно, поэтому сконцентрируемся на стратегических и общегородских вещах.

Провал единой политики

Задача мэра направлять, а его аппарата – исполнять. Вроде просто, но только не в случаях московских департаментов. Москва держится на трёх китах: департаменте строительства, комплексе ЖКХ и Дептрансе. У каждого кита свой маршрут плавания, поэтому Москва регулярно где-то проседает.

Можно вспомнить историю со спиленными антипарковочными столбиками из-за проблем уборки улиц, или как строители делают новые развязки для машин, а департамент транспорта топит за общественный транспорт и снижение поездок на машинах. Или вы знали, что за дорожную разметку отвечает не департамент транспорта, а департамент клиринга ЖКХиБ? То есть одна рука делает одно, а другая затем всё рушит и делает по-своему – в таких условиях невозможно управлять городом.

Несмотря на политику приоритета общественного транспорта, в городе продолжают целенаправленно убивать улицы, ухудшать условия для пассажиров и стимулировать людей ездить на машине без лишней необходимости.

Про ошибки проектирования и то, какой коллапс это вызовет в будущем говорить в очередной раз не хочется. Зато строителями не было построено ни одного нового километра для трамваев, несмотря на изначальные планы. Про необходимые мосты, путепроводы через железную дорогу и прочие необходимые вещи тоже можно забыть – намного проще уродовать улицы развязками и подземными переходами, чем получать согласования от РЖД и заниматься работой.

Строители осваивают десятки миллиардов рублей, но не на благо города, а ради себя. Это касается даже метрополитена. Мораль простая: мэр не смог обуздать интересы строителей, армии коммунальщиков и транспортников, направив всех в одно русло.

Отсутствие долгосрочной стратегии и единых стандартов

Невозможно построить политику без понятных и качественных показателей работы. Ввод километров новых дорог, кубометры гранита, рекорды квадратных метров и прочие вещи не отражают качество и не всегда ведут к нужным целям, тем более этих "целей" нет.

Можно взять Лондон, где решили к 2041 году свести до 0 число жертв и пострадавших в авариях. Или стремление многих городов создать пешую 15-ти минутную доступность каждого жителя до парков или скверов. Это простые и понятные показатели, но у Москвы ничего подобного нет, поэтому каждый год идет в ход новый набор случайных цифр.

Взять транспортный комплекс Москвы: одни люди создают транспортные схемы, исходя из приоритета пешехода и общественного транспорта, продумывают велопути и безопасность, а другие просто ставят фазы красного через небольшую улицу в 140 секунд и ждут чуда.

Пример с велодорожками: начали рисовать, испугались, отменили планы, удивляются отсутствию велосипедистов на 1,5 дорожках, придумывают цифры для нагона километража. Просто браво.

С едиными стандартами всё чуть сложнее. Возьмём тротуары после "Моей улицы" и после работы Департамента строительства – что общего между ними? Стандарты одни, но подходы разные. Москва внутри Садового – город с комфортными улицами и нормальной средой, а за Третьим транспортным кольцом – советская отрыжка с обезображенными улицами.

Централизация власти

Эффективная структура городской власти подразумевает делегирование полномочий и решение максимального числа проблем на местном уровне. Если у вас во дворе нужно поставить урну, то этим должна заниматься управляющая компания или жители, а не префектура округа. Для этого развивают местное самоуправление и институт частной собственности, но только не в Москве.

Ещё с лужковских времён система управления городом максимально неповоротлива и централизованна. Это неплохо с точки зрения концентрации власти и потоков денег, но город в целом проигрывает. Местного самоуправления в Москве по сути нет, зато его функцию выполняют управы, которые никак не подчиняются жителям. Система позволяет эффективно плевать на жителей, но не помогает решать их проблемы.

При Собянине депутатам были переданы некоторые полномочия, но это капля в море (которую могут легко забрать).

Имитация участия жителей

Московская мэрия живёт мегапроектами, где нет места мнению жителей. Подобная ситуация вызывает лишь отторжение и ненависть людей к чиновникам, поэтому был придуман механизм "Активного гражданина", где можно высказаться за цвет скамеек в парке. О таком ли вовлечении мы мечтаем?

Я участвовал в воркшопах, где были попытки подключать жителей на начальных стадиях проектов в области велоинфраструктуры – опыт всем понравился, но масштабирования не было. А ведь подключение жителей в самом начале проекта позволяет избежать глупых ошибок и сделать противников своими сторонниками. Но это никому не надо, намного проще ничего не объяснять и тихо принимать решения за закрытыми дверьми, а на слушания сгонять дворников и учителей.

Комплекс ЖКХ

Даже не знаю, с чего начать. С реагентов? С ГБУ "Жилищник"? Ежегодной перекраски города? С ужасных старых тракторов? С замены бордюров? С мёртвых душ дворников? С проблемы мусора или пыли? Или вспомнить про проблемы ливнёвки? Это тот случай, когда город идёт вперёд, а целый комплекс занят чем-то другим. Потоки денег огромные, но эффективность работы вызывает слишком много вопросов.

Проблемы с экологией

У города нет стратегии по улучшению экологии. Это отражается в транспортной политике, благоустройстве, содержании города и так далее. Жить в Москве – это значит убивать себя изнутри некачественным воздухом, пылью, шумом, засветом и прочими вещами. Экосистема города полуживая, если не полумёртвая – это сложно потрогать, поэтому до последнего времени внимания этому совершенно не уделялось.

Ужасное содержание зелёных насаждений

Сегодня в Москве нет службы садоводов, поэтому газоны стригутся по разнарядке до корней, земля мёрзнет и лишается корма из-за сбора листвы осенью, кустарники не используются, деревья лечат краской и так далее. Зато ежегодно уходят миллионы на замену однолетних цветочков и рулонного газона.

Банальная замена газона на вылетных магистралях на многолетние кустарники и цветы сделала бы город красивее, тише и здоровее. Но с одной стороны это слишком сложно, а с другой – отказываться от денег на замену не хочется.

Что самое печальное, сейчас комплекс ЖКХ взял под контроль московские парки, где как раз трудились ландшафтные архитекторы и садоводы. Скорее всего, скоро в парках уже не будет зелёного разнообразия.

Пиар важнее реальных дел

"Скоро здесь будет чисто и удобно", "стройка на время, ляляля навсегда" и подобные лозунги с успехом захватили Москву. Город стал человечнее общаться с жителями, но задумки слишком часто расходятся с действительностью.

С сайтов, баннеров, телевизоров и социальных сетей нам рассказывают про удобный город, а жители видят разваливающуюся плитку вместо пешеходных зон, вместо комфортного города – потолок подземного перехода, а российские лидирующие технологии не в состоянии запустить кондиционер в трамвае.

Последнее, что всплывает в памяти – расширение сети ночных маршрутов и изменение маршрута Н3. Много говорили, как всё станет удобнее и лучше, а в день изменений водители тупили на остановках, а пассажиры ждали автобус там, где он больше не ездит – просто на местах забыли или не успели развесить объявления и провести инструктаж.

Электробусное чудо

В прошлом веке в Москве с помпой заменяли устаревшие трамваи на инновационные троллейбусы и автобусы. Так заменяли, что люди в итоге не могли уехать – как вы замените три вагона одним троллейбусом? Но задумано – сделано. Спустя полвека в Москве идёт замена устаревших троллейбусов инновационными электробусами!

Грань между автобусом и троллейбусом скоро пропадёт, ведь аккумуляторы дешевеют и становятся всё эффективнее. Но пока что электробусы с промежуточной зарядкой не могут заменить троллейбус – дорого и придётся увеличивать выпуск, чтобы компенсировать простой на время зарядки. Ночная зарядка тоже не вариант – слишком сложно сразу зарядить весь парк за небольшое ночное окно.

Нелюбовь мэра к троллейбусам сложно объяснить, но можно было просто закупать электробусы с динамической зарядкой от троллейбусных проводов: часть маршрута едет под контактной сетью и заряжается, а в центре или на новых маршрутов на аккумуляторах. Петербург выбрал как раз такую модель, и она успешно работает. В Москве же убили работающую модель ради сырого нового продукта.

Самое смешное, что экологические электробусы приходят на смену не дизельным автобусам, а именно троллейбусам.

Театр безопасности

Рамки, контроль, ещё рамки, ещё контроль, бетонные блоки, заборы, заборы, заборы – ГУВД МОСКВЫ и УВД ЦАО стало символом Москвы, хотя безопаснее от этого не стало. Имитация безопасности и раздутый штат контролёров – общероссийская проблема, но как раз мэр столицы мог бы на неё повлиять и оградить жителей от шизофрении силовиков.

Пока же лучше всего охарактеризовать работу комплекса региональной безопасности можно новостью "Департамент безопасности проверит информацию о сексе в "Зарядье".

Подпишитесь