Posted 22 апреля 2021, 08:23
Published 22 апреля 2021, 08:23
Modified 7 марта 2024, 14:01
Updated 7 марта 2024, 14:01
Любовь ЯКУБОВСКАЯ, сотрудник Центра охраны дикой природы
Для меня эта история началась с утраты зелёного оазиса внутри одного из кварталов Царицыно, который полностью спилили «под ноль» ради постройки дома по программе реновации. Раньше на том месте красовались великолепные голубые ели, густо росли клены, ясени, рябина, разные кустарники. Читая сообщения в СМИ о том, что птица дубонос покинула основной список Красной книги Москвы и перекочевала в надзорный список, до старта реновации я могла подтвердить из личных наблюдений, что дубонос приспособился к жизни в большом городе. Я неоднократно встречала его на том самом, ныне уничтоженном зелёном островке.
Оплакивая судьбу голубых елей, я смутно надеялась, что птица дубонос найдёт себе приют в расположенном неподалёку парке «Сосенки». Так и вышло. Ещё в 2011 году в рамках волонтерского мониторинга, организованного Зоологическим музеем МГУ, дубонос в парке не наблюдался. Но вот на днях «Сосенки» посетил орнитолог, старший научный сотрудник биофака МГУ Павел Квартальнов, он отметил характерное для брачного периода пение самца-дубоноса, которое указывает на то, что где-то поблизости есть и самочка.
Драма заключается в том, что пара дубоносов облюбовала одно из деревьев в восточной части парка, где в нарушение всех правил работы по благоустройству начались в выводково-гнездовой период. Со дня на день тяжелые механизмы начнут крушить старые дорожки, разрушать ветхий забор, рыть котлованы под спортивные объекты. Каждый резкий неожиданный звук может вспугнуть насиживающую яйца птицу, как раз такие моменты караулят вороны и белки, которые немедленно устремляются к беззащитной кладке и уничтожают её.
Так, спасаясь от реновации, дубонос попал в передрягу уже в парке «Сосенки». Это тем более досадно, что парк имеет природоохранный статус, то есть, его назначение как раз в том, чтобы быть островком защиты для редких и уязвимых видов. Со статусом ООПТ в «Сосенках» вышла вообще почти детективная история. В список проектируемых ООПТ парк попал ещё в 2004 году, но под другим названием – Памятник природы «Старый сосняк в парке по Бакинской улице». Согласно соответствующим законодательным актам все проектные работы в парке должны вестись с учетом природоохранного статуса территории. Но в тендере на проведение благоустройства парк назван просто «Сосенки», и никого из местных властей это расхождение не смутило. Местный депутат с гордостью рассказывает, что постройка спортивных объектов дополнительно привлечет в парк тысячи людей.
Вместо того, чтобы среди обширных кварталов реновации, где будет тотально уничтожена вся зелень, бережно сохранять небольшой островок природы, где пожилые жители и мамы с колясками могли бы отдохнуть в относительном покое среди пения птиц, городские власти заказывают проект, который окончательно убьёт здесь природу, уничтожит краснокнижные виды.
Помимо упомянутого дубоноса, под угрозой в этом году в «Сосенках» оказался и клёст-еловик, а эта птица не только занесена у Красную книгу Москвы, но и относится ко 2 категории - это редкий вид. Вот как характеризуется эта категория: редкие или малочисленные виды с сократившейся или сокращающейся численностью – виды, численность и распространение которых сократились настолько, что при дальнейшем проявлении действующих на них негативных в условиях города факторов они за короткий срок могут оказаться под угрозой исчезновения на всей территории города Москвы.
Орнитолог Квартальнов, наблюдавший пение самца клёста-еловика, отмечает, что эта птица гнездится очень рано и с большой долей вероятности самочка уже сейчас сидит на яйцах в гнезде как раз на территории, отведенной под благоустройство, именно там подходящие условия. Учёный акцентирует внимание на том, что клёст это птица, чувствительная к беспокойству со стороны человека. Тем более удивительно, что он облюбовал довольно посещаемый городской парк. Важно сохранить для этого краснокнижного вида условия для дальнейшего гнездования, а они несовместимы с ведением строительных работ.
Но более всего благоустройство парка досадило пеночке-теньковке. Теньковка занесена в список птиц, нуждающихся в мониторинге на территории Москвы, это приложение к Красной книге. Данная пичуга строит гнёзда на земле или низко над землёй, поэтому особо уязвима к состоянию приземного яруса. Павел Квартальнов дает следующее пояснение: «В настоящее время у теньковок только начинается распределение участков. Для успешного гнездования в парке этим птицам необходимо огораживание газонов, запрет на скашивание травы с мая по июль, сохранение кустарников. В настоящее время, с учётом проводимых работ, теньковки в парке «Сосенки» лишены мест, пригодных для гнездования». Практически начавшиеся в парке работы это приговор теньковке, не сегодня завтра, она окажется в списке редких и исчезающих видов именно по вине бездумного, тотального перекапывания московской земли под видом благоустройства.
Власти прикрываются заботой о населении, мол, надо развивать спорт – на природной территории собираются установить скейт-парк, памп-парк и ВМХ-парк. Искусственно создается противостояние между любителями спорта и любителями природы. Но у жителей района никто мнения не спрашивал, никто не интересовался мнением молодёжи, для которой якобы власти и стараются. В один из апрельских вечеров я побеседовала с несколькими группам юных горожан, сначала спрашивала, нравится ли им идея строительства парка. Кто-то говорил, что нравится, кто-то говорил, что это «отстой». Тогда я обращалась к тому, кому идея скейт-парка нравится, вот если бы он лично решал, оставить в парке «Сосенки» природу или строить скейт-парк, как бы он распорядился? Каждый из этих молодых людей, ни секунды не колеблясь, отвечал, что оставил бы природу.
Самое досадное в этой истории то, что прямо напротив природного парка, через дорогу есть участок земли, для которого в кадастровой карте в перечне возможных направлений его использования числится сооружение спортивного объекта или объекта физической культуры. Почему не использовать его для строительства «покатушек»?
Горожанам преподносят программу реновации как благо, как улучшение качества жизни, но ведь четырьмя стенами качество жизни человека, по крайней мере того, кто не находится под домашним арестом, не ограничивается. Повышение качества жизни это комплекс мероприятий, москвич должен иметь возможность не только жить в современном жилище, но и комфортно отдыхать. Слушание пения птиц это один из способов эффективной релаксации и избавления от городского стресса. Но возводя миллионы кубометров жилья, город фактически уничтожает живую жизнь вокруг них.
Сейчас жертвами безудержного благоустройства рискуют стать клёст, дубонос и теньковка из Царицыно. Краснокнижные виды это только маркер состояния условий для нормальной жизни, тревожный звоночек. Если мы его не услышим и не спасём этих пичуг, завтра на вопрос «по ком звонит колокол?» отвечать надо будет: по нам, москвичам.