Рус
Eng

За московскую реновацию в соцсетях сражались беременные и корыстные

За московскую реновацию в соцсетях сражались беременные и корыстные
За московскую реновацию в соцсетях сражались беременные и корыстные
21 ноября 2017, 23:17Город
Как Правительство Москвы имитировало кампанию за снос пятиэтажек в соцсетях

Реновация – главный имиджевый проект Сергея Собянина, все больше становится похожа на мыльный пузырь. Это видно и по тому, как поутихли «группы поддержки», выступавшие в соцсетях за снос пятиэтажек. После серии публикаций в СМИ уже не секрет, что агрессивную кампанию в противовес настроениям москвичей имитировали члены молодежного парламента Москвы и близкие к мэрии компании. Новое расследование ЦУРа (центр управления расследованиями) вскрывает тайные механизмы одурачивания горожан и называет имена тех, кто «от имени москвичей» решал судьбу столицы и получал за это деньги.

Корреспонденты ЦУРа Алеся Мароховская и Ирина Долинина на протяжении нескольких месяцев следили, как стремительно рос и умирал самый популярный и активный паблик «За снос хрущевок». Среди подписчиков они нашли не только хорошо укомплектованную армию работников клик-ферм и молодых парламентариев, но и видных единороссов и депутатов Московской городской думы.

Фактически автором программы реновации в нынешнем виде является соратница Собянина, вице-мэр Москвы Анастасия Ракова, решившая, что благодаря массовому переселению жителей в новостройки мэр «оставит след в истории как человек, перестроивший Москву». Для этого было необходимо расширять фронт информационной кампании, в том числе продвигать реновацию в социальных сетях.

Сообщество «За снос хрущевок» в VK стало самым многочисленным среди поддерживающих реновацию: к июню в него вступили 15,7 тысяч пользователей. Выглядело все так, будто москвичи, желающие отправить свои «ветхие» дома под снос, организовались в группу сторонников переезда.

Журналисты изучили подписчиков популярного паблика и проследили связи между ними. Получился вот такой граф из 13 344 точек: каждая точка — это участник сообщества, если участники друг у друга в друзьях, то они соединяются дугой. Если многие участники оказываются друзьями, то из них группируются кластеры, которые легко вычленяются визуально.

Участники синего кольца — это «одиночки». Они никого не знают из группы «За снос хрущевок», а если и знают, то не дружат с ними в социальных сетях. Таких в группе большинство — 7 822 пользователя. Среди них можно встретить как живых людей, так и ботов или просто «мертвые» страницы. Из всех «одиночек» только 5 930 пользователей признали себя москвичами, еще 995 скрыли свое географическое положение, а 837 вообще оказались из других городов и даже стран.

Желтое "кольцо« — это 2 541 участников сообщества, у которых в группе отыскалось от одного до четырех друзей, но все они не имеют связей с точками другого цвета. Здесь 223 пользователя не указали город и 150 оказались не из Москвы. Большая часть остальных участников похожа на настоящих москвичей. Среди них только 12 аккаунтов имеют признаки «мертвых» страниц: нет аватара, загруженных фотографий, аудио- и видеозаписей.

Клик-ферма — это сервис, который предлагает владельцам сайтов и аккаунтов в соцсетях проведение рекламных кампаний. Заказчики регистрируются в системе и указывают, что конкретно они хотят получить. В случае с сообществами в социальных сетях, заказчик может заказать прирост подписчиков, лайки, репосты и комментарии к постам. Для того чтобы выполнить заказ, клик-фермы привлекают исполнителей, которым может стать любой пользователь, имеющий аккаунты в соцсетях. Если информация об исполнителе, заполненная в аккаунтах, соответствует требованиям к целевой аудитории от заказчика, то клик-ферма направляет ему задание, например, вступить в сообщество. За выполненный заказ исполнитель получает от 1 до 3 рублей (зависит от расценок клик-фермы). Так паблики получают аудиторию, а исполнители — деньги.

Для того чтобы понять, как работают такие сервисы, корреспондент ЦУРа зарегистрировался в системе Socialtools, которая позволяет «зарабатывать деньги, используя аккаунты в социальных сетях».

Так выглядит форма задания для исполнителей

Созданный профиль довольно быстро собрал в подписках разные страницы от йоги для беременных до паблика, посвященному сыру фетакса. Если не стремиться создавать видимость, что ваш аккаунт живой, то стена зарастает исключительно репостами из пабликов-заказчиков, набор подписок выглядит беспорядочно (йога, сыр, цветы, лимузины, реновация) и начинает превышать тысячу страниц, а список друзей превращается в базу других клик-фермеров и ботов, которым выгодно набирать друзей (чем больше друзей, тем больше заказов).

Аналитики из компании «Кракен Антибот» рассказали ЦУРу, что такая сеть аккаунтов также может управляться централизованно одним человеком с помощью скриптов или баз, это — более выгодный вариант, чем уровень клик-ферм, где юзеру платят за действие. Управление из центра позволяет зарабатывать больше при меньших расходах: не нужно искать и платить мотивированным юзерам, а также не нужно проверять, как они выполнили свою работу, что экономит время. Так повышается скорость и производительность, выражаемая в количестве репостов, лайков, подписок и комментариев.

Примером такой сети аккаунтов, скорее всего, и является розовый кластер, где самым активным исполнителем оказалась Нина Соколова. У нее в паблике «За снос хрущевок» 85 друзей.

ТОП подписок аккаунтов из розового кластера:

средства для похудения (166 аккаунтов),

Basketball mems (146 аккаунтов),

страпон и пеггинг (127 аккаунтов),

Донецкая республика (126 аккаунтов),

работа в Красноярске (116 аккаунтов).

Набор страниц, на которые подписаны участники этого кластера, можно объяснить только тем, что они вступают в группу не ради своего интереса, а ради заработка. Работник клик-фермы вступает в сообщество, если у него есть задание от заказчика или для имитации деятельности нормального пользователя. Кластер во главе с Ниной Соколовой образовался в группе «За снос хрущевок» во время активной рекламной кампании паблика, выполняя заказ на увеличение численности сообщества.

Правительственный кластер: «Кыш в свой Малоярославец»

Самая влиятельная группа сообщества "За снос хрущевок" — зеленый кластер, в который входит 2 774 аккаунта. И здесь не самые несчастные жители аварийных пятиэтажек, объединившиеся между собой, а молодые парламентарии и другие представители московской политической тусовки. 70% этого кластера — представители молодежных палат, морально и финансово поддерживаемые московским правительством. Многие из них зарегистрированы в системе "Движок" — "онлайн-сообществе активной молодежи», функционирующем по принципу клик-фермы. Только за выполнение разных заданий вступающие в него в обязательном порядке молодые парламентарии получают не деньги, а баллы, которые можно обменять на должность или билеты в кино.

Судя по их личным страницам «ВКонтакте» для профессионального развития (получить стажировку в правительстве Москвы, стать председателем палаты или кандидатом в депутаты) им всем необходимо активно пропагандировать реновацию. Многие не просто регулярно делали репосты из группы, но и, судя по всему, участвовали в конкурсе на лучшее сочинение о реновации.

Помимо участников молодежных палат, продвигали реновацию в паблике сотрудники Городского центра профессионального и карьерного развития. Это государственное бюджетное учреждение Москвы работает со школьниками и студентами, организовывает студенческие парламентские клубы, формирует списки студентов на назначение именных стипендий Правительства Москвы. Руководитель Центра, Андриенко Евгений Витальевич, в прошлом был финансовым директором «Строительной Фирмы Дизайн», которая занималась постройкой жилых и нежилых зданий, его родственники продолжают владеть компанией.

С 21 марта по 3 июля представители разных кластеров оставили 72 851 комментарий. 61% комментариев написали 693 пользователя из правительственного кластера. Еще 29% написал синий кластер.

На первом месте ТОПа — выпускница философского факультета МГУ Алла Бартко, написавшая в группе 5,6 тысяч комментариев (а в 1986 году — диссертацию «Этическое учение Декарта»). Ее дом в Зюзино действительно будут сносить, и она зарегистрировалась во «Вконтакте» в апреле, чтобы быть в курсе всех новостей о собственном переезде (в интересных страницах у нее еще несколько, посвященных реновации).

Почти 5 тысяч комментариев за два месяца написала Марина Раззакова — она на втором месте. Ее дочь, Екатерина Раззакова, секретарь Молодежной палаты Зюзино, занимает пятое место в топе авторов постов. Пока Екатерина описывает трудности жизни в аварийной пятиэтажке и рассказывает, как агитирует жителей района Зюзино голосовать за сносы своих домов, ее мама собрала вокруг себя самых неравнодушных жителей соседних домов воевать в комментариях с противниками реновации — "деточками" с «навальнизацией мозга». Другие участники группы обвинили Марину Раззакову в предвзятости из-за места работы дочери, тогда она скрыла Екатерину у себя в друзьях. Но сама Екатерина ничего скрывать не стала, а ее сестра заполнила информацию о всех членах семьи у себя на странице.

ТОП-10, в сумме написавшие 25,5 тысяч комментариев, напрямую или через друга связаны между собой и с молодежными парламентариями Екатериной Раззаковой и администратором группы Тихоном Игнаткиным. Среди всех самых активных комментаторов нет ни одного критика реновации.

В первой десятке аккаунтов пользователей, которые наиболее активно репостили группу, девять человек принадлежат зеленому правительственному кластеру и только один — желтому. Вместе с обычными активистами домов, занявшими первые три места (суммарно 460 репостов записей), самыми активными оказались все те же игроки: администраторы сообщества Тихон Игнаткин (6 место — 35 репостов) и очередной молодой парламентарий Давид Лесс (9 место — 25 репостов) и начальник GR-отдела ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного развития», а в прошлом главный специалист Департамента экономической политики и развития города Москвы Анна Андрюшкина (8 место — 28 репостов). На 5 место попал зарегистрированный в апреле фейковый аккаунт «Ннн Иии» с 46 репостами. Среди его трех друзей есть еще один фейковый аккаунт, связанный с активными комментаторами сообщества во главе с Мариной Раззаковой.

ГБУ «Центр молодежного парламентаризма» отрицает свою связь с молодыми парламентариями, проявляющими гиперактивность в группе за реновацию, и, якобы, ничего не знает о сайте «Движок». При этом на сайте «Движка» указано, что он принадлежит Центру молодежного парламентаризма. Сотрудник ФБК Леонид Волков на основании данных о госзакупках , подсчитал, что на разработку и сопровождение «Движка» ГБУ потратил около 40 млн. рублей.

Авторы расследования отмечают, что рост подписчиков в группе «За снос хрущевок» прекратился сразу после завершения голосования по сносу домов, тогда же группа перестала рекламироваться. Поддерживающих реновацию стало меньше на несколько сотен — сейчас в группе 15,3 тыс подписчиков. Сменилось и описание группы. Теперь она выступает под флагом «Мнения экспертов, ответы на вопросы, дискуссии и самые актуальные новости по программе реновации». Регулярно публикует новости о реновации, «по благоустройству в Москве за неделю» и интервью мэра Москвы Сергея Собянина. Бурное комментирование пошло на убыль, что еще раз указывает на то, что имитировавший площадку для дискуссий паблик так и не стал реальным оружием в информационной войне против ветхих пятиэтажек.

От редакции

Необходимо добавить, что все эти дорогостоящие манипуляции в соцсетях оплачиваются московскими налогоплательщиками. У которых никто не спрашивал, на что потратить их деньги?

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter