Posted 21 марта 2021,, 16:17

Published 21 марта 2021,, 16:17

Modified 7 марта, 14:09

Updated 7 марта, 14:09

Модуль для ускорения: что готовят строители Москвы переселенцам по реновации

Модуль для ускорения: что готовят строители Москвы переселенцам по реновации

21 марта 2021, 16:17
Для участников столичной программы реновации начинается эксперимент по ускоренному строительству многоэтажек из модулей.

Людмила Бутузова

«Новые технологии» при строительстве домов анонсировал в начале марта глава департамента строительства Рафик Загрутдинов.

Сейчас дома по реновации в Москве возводят, в основном, "в монолите", это затратный и долгий процесс, растянутый на 2-2,5 года. Модульная технология, напоминающая детский конструктор «лего», позволит сократить финансовые издержки и сроки строительства жилья для переселенцев до 2-3 месяцев, – подчеркнул Загрутдинов.

В рекламных роликах компании «МонАрх», которая, собственно, и предложила правительству новые технологии, процесс выглядит так: панельный блок размером до 100 кв. м со всеми инженерными системами поставляется с завода целыми квартирами - только успевай ставить одна на другую, монтаж этажа занимает не больше дня. До 16-го этажа, если работать круглосуточно, кран дойдет за две недели. Планировка в помещении может быть разной, а с учетом почти полного отсутствия несущих стен появится возможность перестройки на свой вкус. Фасады типовых зданий будут зависеть от фантазии архитектора.

Москвичей, засидевшихся в своих морально устаревших хрущовках, новость об ускорении реновации должна взбодрить. За три года с начала программы в новые дома переехали всего 24 тысячи человек, больше миллиона живут на чемоданах. Если переселение будет двигаться нынешними темпами- по 8 000 человек в год, то последний в очереди, справит новоселье не раньше, чем через 125 лет. Модульное домостроение открывает свет в конце туннеля. По прогнозу зам. мэра Москвы по градостроительной политике Андрея Бочкарева, к 2030 году ускоренным методом будет возведено 7,7 млн квадратных метров жилья, переселенцы переедут в долгожданные квартиры.

Судя по буре в соцсетях, модуль животворящий пришелся по душе далеко не всем участникам программы, а опасения, что взамен приговоренного к сносу жилья можно получить совсем не то, что было обещано, сводит на нет добрые побуждения столичного стройкомплекса.

«Люди, ну это лего какое-то, совсем днище! Давайте в картонные коробки тогда уж...», – возмущается активистка группы «За снос» Людмила Пореченкова. - Вообще, что ли, отказались от нормальных домов? Придется брать, что дают?»

Товар будет не первой свежести, считает сетевой аналитик Козловский Максим, полемизируя в ФБ c пропагандистами модульных домов и современных технологий:

«Очень кстати здесь будет крылатая фраза "Все новое - это хорошо забытое старое». Я приведу две картинки из учебника строительных вузов страны «Архитектура гражданских и промышленных зданий», М.: Высш. школа, 1975.Не буду рассказывать, почему даже в мегаэкономную эпоху Хрущева эта технология так и не стала самой массовой, оставлю вам, дорогие мои, поляну для размышлений».

Между тем, первый модульный дом уже начали собирать на востоке столицы. Об этом сообщил Рафик Загрутдинов. Эксперимент проходит нормально, «проблема больше в том, как доставить в плотно застроенном городе эти крупные детали. Приходится везти их по столице ночью, по пустым дорогам», - рассказал он. Конкретного адреса не назвал.

«Новые известия» попытались самостоятельно его отыскать и по возможности оценить, насколько качественным будет такое жилье? Сколько оно может стоить и чем отличаться от хрущевского наследия? Сделать это оказалось не просто. Ориентир – восток столицы – слишком приблизительные координаты. Обзвонили управы ВАО – ни в одной из них ни о каких модулях не слышали. Всезнающие муниципальные депутаты тоже оказались не в курсе. Оставалось ГИБДД. «Плиты, ночь, пустые дороги» - красочно рассказывал Загрутдинов, невозможно представить, чтобы такая ответственная операция проходила без сопровождения дорожной инспекции. Дежурный центр ГИБДД отказался отвечать на наш запрос. Да в нем и нужда отпала, так как зам.мэра Бочкарев переменил адрес эксперимента – «Дом мониторим на территории одного из заводов Новой Москвы».

Там мы его и нашли. Правда, выяснилось, что многоэтажный дом-лего существует только в воображении чиновников. С лета стоит в уголке небольшой аккуратный офис, собранный из панелей отнюдь не квартирного размера. Изделия побольше, похожие на модули из рекламных роликов «МонАрха», тоже были. Три штуки. Откуда они взялись на территории, где еще нет производственного оборудования, а лишь голые остовы будущих цехов, выяснить не удалось. Зато удалось в режиме онлайн понаблюдать, как их тестируют на выживаемость, перетаскивая тягачами с кочки на кочку.

Веб-камеру установили жители деревни Марушкино, чьи дома оказались в опасной близости от бетонного завода. Воспрепятствовать появлению нежелательного соседа у марушкинцев не получилось, бороться с ним продолжают вот таким путем – фиксируя на камеру происходящее и рассылая жалобы по инстанциям.( Живую картинку можно посмотреть здесь.

Стройка вблизи Боровского шоссе и Привольной улицы на въезде в Марушкино началась в июне прошлого года. Бывшее колхозное поле ОПХ «Тостопальцево» внезапно огородили сеткой, появилась табличка с надписью на двух языках «Сотрудники и гости МФК «МонАрх» Центр! Внимание! Ведутся строительные работы!»

Жители побежали в местную администрацию разбираться. Оказалось, что 300 человек проголосовали за производство стройматериалов в жилом секторе еще в марте, на публичных слушаниях. И неважно, что о слушаниях никто не знал и подписи выглядят сомнительно – в возбуждении уголовного дела было отказано. Людей, можно сказать, даже пристыдили, что, не одобряя проект, они воюют против улучшения жилищных условий миллионов москвичей и против собственного благополучия тоже. Подрядчик проекта обещал Марушкино 2500 новых рабочих мест и супер-экологическую среду на заводе и рядом с ним. При таком принуждении к счастью у населения мало шансов защититься.

Генеральным подрядчиком инновационного строительства выступает ГК «МонАрх», его глава Сергей Амбарцумян входит в десятку топовых застройщиков Москвы и в тройку самых агрессивных – мало какой-из его объектов обходился без скандалов. В итоге все они заканчивались благополучно и позволяли Сергею Александровичу снисходительно «прощать» оппонентов: «Вы только критикуете, а мы работаем».

В коридорах власти такая фраза – стандарт для чиновника. Амбарцумян с коридорами знаком неплохо. При Лужкове - с июля 2003 года по ноябрь 2007 года работал заместителем руководителя Депградполитики, позднее (2007 -2011 гг.) был советником экс-руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина. Добрые отношения сохранились и с новым правительством. На выборах мэра Амбарцумян был доверенным лицом Сергея Собянина, поддерживает все его передовые проекты.

Логично, что специалист такого профиля не остался в стороне от главного проекта – реновации и в трудную минуту предложил программе «новые технологии».

Источники «НИ» в стройкомплексе столицы выдвигают другую версию: Амбарцумян нашел в Новой Москве свободный сельхозучасток площадью 248 244 кв. м., пообещал вложить 15 млрд рублей инвестиций и безвозмездно получил его в аренду на 6 лет «под экологически чистое строительство». Как минимум половина этой версии подтверждается документально. Вторую испытывают на себе жители.

Экология – больной вопрос, и болезнь развивается по нарастающей. Колхозного поля – единственной отдушины для деревни, уже нет, со стройки шум и грохот, въез-выезд из деревни забит грузовым транспортом – пробки, газы, грязь. Какой иммунитет должны иметь люди и окружающая среда, чтобы не зачахнуть от этих «нано-технологий»?

- К сожалению экологическую составляющую и воздействие на местную дорожную сеть всей логистики «инновационного» производства можно оценить только на основании рекламных роликов компании «МонАрх», - говорит Михаил Ефремов. – Чиновники так и оценивают… Красиво же все – ни соринки, ни пылинки – нано-технологии.

А там что, и нано-бетон будет, и нано-цемент? И транспортировать это добро они будут по нано-порталам, минуя дорожную сеть? Смешно слушать… Мы требовали предъявить государственную экспертизу, - ее не показывают, независимых экспертов к заводу не подпускают, специалистов не слушают. Замкнутый круг.

Составили в интернете петицию президенту – «Спасите, помогите, задыхаемся!» 2500 подписей – вся деревня. Ответа пока нет. Но удалось разбудить Мосгорстройнадзор, и он на основании жалоб жителей подал на «МонАрха» в суд за отсутствие разрешительных документов на строительство завода. Вот так бывает: полгода надзорный орган вместе с «МонАрхом» уверяли, что разрешение поставить забор разрешает строить и завод третьего класса опасности. Жители открыли им глаза. Реакция Сергея Амбарцумяна на эту выходку бесценна - (цитаты со встречи «МонАрха» с инициативной группой Марушкино):

Амбарцумян:

-Мне принесли, я подписал. Может я не то подписал. Неужели Вы думаете, я не получу разрешение на строительство?

Жители:

- Есть результаты экологической экспертизы или нет? Покажите их…

Амбарцумян:

- Ну нет их сейчас… ну и что… Я не собираюсь Вам ничего показывать…

Кстати говоря, в соцсетях выдвинута версия, почему "МонАрх", до этого всячески игнорируя общение с жителями, вдруг согласился на встречу с инициативной группой: «Планируется визит мэра Собянина на строительную площадку завода. Цель визита - торжественная закладка капсулы. Постамент со ступенями и отверстие для закладки уже готовы».

Страшно представить, что суд закроет завод и испортит настроение участникам мероприятия.

– Разрешение на строительство со дня на день появится, - прогнозирует Ефремов исход дела. - 10 марта появилось положительное заключение государственной экологической экспертизы. Ничего подозрительного не обнаружено, все ок, живите и не бойтесь. Хотя мы продолжаем сомневаться, что мегатонны бетона и цемента, которые сюда завозят, безопасны для здоровья. У нас половина населения – старики и дети…

КОММЕНТАРИЙ

Адвокат Станислав Станкевич –«Новым Известиям»:

- Мой личный профессиональный опыт и судебная практика показывают, что независимая экспертиза практически всегда выявляет более или менее критические несоответствия обязательным строительным нормативам уже введенных в эксплуатацию многоэтажек. И это - при коммерческом строительстве! А тут, когда стоит задача построить побыстрее хоть что-то, примерно равное по метражу взамен "квартирам в морально устаревших пятиэтажках"- снижение издержек и погоня за увеличением прибыли неминуемо выходит на первый план. Достигается это за счет снижения качества жилье. Хотел бы ошибиться, но качество модульных домов очевидно заранее.Технологии могут быть любыми, даже немецкими, как нас уверяют, но ручки-то свои, и жадность доморощенных чиновников и застройщиков в разы выше, чем в Европе. Никто уже и не скрывает, что участников реновации ждут самые дешёвые ( а не самые лучшие) варианты нового жилья. Я уверен, что после первых переселений власти будут завалены судебными исками.

Многие вопросы уже давно дозрели до судебных разбирательств. Когда был бум панельного домостроения, граждане жили в бараках и коммуналках, своя, пусть даже маленькая квартира, воспринималась как рай на земле. Сейчас что произошло? Где сонмы коммуналок и бараков? Что расселяем? Кто-то посчитал реальную потребность города в жилье? И почему кирпичные пятиэтажки это плохо, а модульные дома из панелей – хорошо?

Самое главное: то, как свободно власти на всех уровнях вертят законодательными актами, затрагивающими базовые правовые институты, в полном презрении к праву частной собственности, к соблюдению маломальских строительных «приличий» - показывает, что это далеко не все сюрпризы, которые могут ждать москвичей. Нет никакой защиты от очередных "уточнений" параметров реновации, кардинально меняющих ее порядок и условия. Одна лапша на уши: тяжкое положение в экономике… не на что строить жилье комфорт-класса… со временем наладится…

Не заблуждайтесь. Пока молчим и не сопротивляемся, - ничего не наладится... Разве что кому-то из «засносовцев» будет полезно на своей шкуре прочувствовать, какими бывают последствия наплевательского отношения на права (и свои, и соседей) и погоня за халявой. Но меня в этой ситуации более всего печалит, что пострадать рискуют многие ответственные - москвичи, выступающие за соблюдение прав и против насильственных экспериментов с их имуществом.

"