Posted 20 ноября 2022, 08:38
Published 20 ноября 2022, 08:38
Modified 7 марта, 11:51
Updated 7 марта, 11:51
Ирина Мишина
Скульптура в полтора раза выше человеческого роста появилась сегодня на Новопесчаной улице. Местные жители долго протестовали против ее возведения, создавали петиции, но когда у нас последний раз считались с мнением народа?
Ситуация с Кастро комична как минимум по двум причинам.
Во-первых, Фидель завещал не ставить ему памятники. Нигде и никогда. Брат Фиделя Рауль Кастро, выступая на акции памяти команданте за день до его похорон, сообщил, что покойный просил не называть его именем площади и улицы, а также не воздвигать памятники в его честь. «Лидер революции отвергал любые проявления культа личности и был последователен в этом вопросе до последних часов своей жизни», - так глава островного государства объяснил волю покойного. Но разве это указ для Военно-исторического общества и Мосгордумы, контролируемой "Единой Россией"? Когда речь об освоении бюджетных денег, не до воли покойных. Вообще в Москве уже дважды нарушили завещание Фиделя Кастро: в столице одну из площадей назвали его именем.
Вторая причина, по которой памятник "московскому" Фиделю превратился в повод для комиксов, - его зеленый окрас. Местные жители теперь зло шутят: «Даешь больше диктаторов, зеленых и разных!».
Скульптор Алексей Чебаненко так описал свое творение: «Это человек-глыба, стоящий на кубе. Не на острове, это форма постамента такая. Я поставил его не в сомнительном движении, а жестко на широко расставленных ногах, как бы ощущающим порывы ветра перемен, всех невзгод и сложностей, проходящих сквозь него. Вы ведь знаете, что на Кастро было 638 покушений».
Отзывы в соцсетях, что называется, жгут.
Ekaterina Morozova : "Время бесов. Мост Кадырова где-то уже есть. Им же не память Кастро нужна, а миллионы освоить. Представляю, какого красавчика они сваяют, вроде Алёнушки".
Иннокентий Сергеев : «В Питере кстати Хо Ши Мину памятник собираются поставить на одноимённой улице, по какому-то обмену с Вьетнамом. Возможно тут тоже дипломатический реверанс Кубе».
Иван Сардин: «Скоро дойдут до того, что Милошевичу и Кадаффи памятники ставить будут».
Конечно, зеленый Фидель хорошо вписался в нынешний внешнеполитический курс России, который дал крен в сторону «стран третьего мира»: Южной Америки, Африки и Азии. Опять же, Кастро у власти полвека пробыл, что созвучно современным российским трендам.
А ведь совсем рядом, на Песчаной улице, находится место захоронения русских офицеров и генералов, погибших во время Первой мировой войны, это слава и гордость русского оружия. Там же похоронен и мой прадед, Сергей Семенович Грацинский, генерал императорской армии, герой Балканских войн.
Речь идет о бывшем Братском кладбище, находившемся в районе нынешнего метро «Сокол». Кладбище было заложено 28 февраля (по новому стилю) в 1915 году. Оно было предназначено для захоронения русских солдат и офицеров, погибших в Первой мировой войне. В основном на Братском кладбище хоронили умерших от ран, поскольку рядом с кладбищем находилось несколько лазаретов. К тому же в непосредственной близости от кладбища находилась одна из станций железной дороги, где останавливались эшелоны с фронта, которые везли раненых и убитых. Основательницей кладбища была Великая княгиня Елизавета Федоровна. Она и финансировала из личных средств значительную часть строительства. В 1917 году на Братском кладбище были захоронены защищавшие Кремль юнкеры - те самые, о которых пел Вертинский: «Я не знаю, кому и зачем это нужно, кто послал их на смерть не доржавшей рукой...». А в 1918 году там были захоронены в братской могиле первые жертвы красного террора, включая настоятеля собора Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова. Таким образом, с Братским кладбищем связаны судьбы, по крайней мере, двух признанных Русской Церковью новомучеников — Елизаветы Федоровны и о. Иоанна Восторгова.
Разумеется, никакого памятника русским офицерам не поставили. Разве что у храма Всех Святых на Соколе стоит мемориальная доска с именами некоторых русских генералов, которые были захоронены на Братском военном кладбище.
Захоронения на Братском кладбище были остановлены в 20-х годах прошлого века, а вскоре после этого большевики начали глумиться над могилами, вырывая прах офицеров императорской армии и Белого движения, оскверняя могилы военных. А потом на месте кладбища Сталин распорядился вырыть метро "Сокол"...
Но в наше время над местом захоронения начали глумиться куда более изощренно. В 90-х там попытались закатать все в бетон и построить на костях огромный ТЦ. Говорят, Лужков передумал в последний момент. А сейчас вот вместо монумента русским солдатам и офицерам, в непосредственной близости от места их безымянного погребения – кубинский правитель зеленого цвета…
Процедура установки памятников придумана идеальная: совет местных депутатов, большинство в котором – люди из правильной партии и правильных политических взглядов, единодушно голосуют за установку памятника. А потом решение проводит комиссия по монументальному искусству Мосгордумы под предводительством убежденного единоросса актера Евгения Герасимова. Таким образом облагодетельствовали уже несколько районов Москвы. Недавний пример – памятник бывшему главе МЧС и бывшему охраннику президента Евгению Зиничеву, который вот-вот вознесется на улице Ватутина. Хотя жители год назад даже подписи собрали против установки этого памятника, а голосование в районном паблике однозначно показало: народ против Зиничева. Но это мало интересно Военно-историческому обществу и скульптору Салавату Щербакову, которые получили немалые средства из бюджета на каменного Зиничева. В то время, как на памятник генералу армии Николаю Ватутину, стратегу Сталинградской и Курской битвы, внесшему огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, на улице имени которого вознесется Зиничев, места в Москве не нашлось. И сейчас, когда в Киеве собираются эксгумировать прах генерала Ватутина, а памятник его снести, наш МИД и Кремль безмолвствуют. Видимо, установка памятников Фиделю Кастро и Зиничеву важнее.
Памятники в Москве давно живут своей жизнью, часто перпендикулярной жизни столицы. В Оружейном переулке в людей целится человек с автоматом, отдаленно напоминающий Михаила Калашникова; "Большая глина" Урса Фишера на набережной Москвы-реки давно стала предметом для мемов и не самых приличных шуток; Крылатый Сергей Есенин, лежащий на спине в Большом Строченовском переулке напоминает страшный сон, "Дети- жертвы пороков взрослых" на Болотной вообще за гранью добра и зла… И ведь за каждым из этих «творений» – миллионы бюджетных рублей. Может, пора уже остановиться и опомниться? Тем более, что памятники, как показывает новейшая история, субстанция недолговечная, а избавление от них происходит быстро и не всегда уважительно.
П.С. Как сообщили наши источники в Мосгордуме, комиссия по монументальному искусству голосовала "пакетом" за памятники ученому и правозащитнику Андрею Сахарову и кубинскому диктатору Фиделю Кастро. Нет, это не анекдот.