Рус
Eng
Едальни вместо музыки: Москва покушается на наследие великого мецената Юргенсона

Едальни вместо музыки: Москва покушается на наследие великого мецената Юргенсона

19 августа , 14:26Город
Вместо того, чтобы реставрировать и охранять объекты исторического культурного наследия XVII - XIX веков на заповедной Ивановской горке, московские власти перепрофилируют их в банальные рестораны и бизнес-центры.

Постоянный автор «НИ», актриса и сценарист Лариса Бравицкая уже не первый свой материал посвящает судьбе уникального ансамбля, сложившегося веками в самом центре Москвы – на Ивановской горке:

Вся жизнь Петра Ивановича Юргенсона является олицетворением, так называемой «американской мечты».

Сын бедного эстонского рыбака из Ревеля, за короткий срок Юргенсон стал всемирно известным нотоиздателем, богатейшим меценатом, создавшим на небольшом Хохловском пятачке могучую нотную империю.

Вид дома, когда владел им Юргенсон

В уникальных Палатах 17 века (1665 год), изначально принадлежавших русскому государственному деятелю, дипломату, послу, думному дьяку Украинцеву, Юргенсон поселился с семьей, разместил издательство, производство, построил здание нотопечатни, а во дворе - первую в Москве электростанцию.

Да, да! Первая электростанция в Москве - это тоже Юргенсон!

При нотопечатне работали талантливые граверы, профессиональное обучение которых проходило тут же.

В нотохранилище, помимо изданных нот, находились и уникальные, раритетные нотные издания, купленные Юргенсоном на различных мировых аукционах.

Все нотохранилище представляло собой огромный, роскошный Музей нот, знаменитая «Нотница Юргенсона».

Вся жизнь П.И. Юргенсона была направлена на созидание и служение великому русскому музыкальному искусству.

Камин в доме

Юргенсон издавал лучших композиторов русского и мирового искусства, многие из которых часто бывали у него в гостях.

Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов, Скрябин, Рубинштейн…Список настолько велик, что займет не одну страницу.

Юргенсоном было издано более пятисот только русских композиторов.

Что же касается Чайковского, то для своего друга Юргенсон пристроил во дворе домик.

Это единственное жилье Чайковского в Москве, где он жил часто и подолгу

Отношения с Чайковским - это отдельная история. Молодой, никому не известный Чайковский, приехал в Москву и устроился на работу к Юргенсону редактором.

И Юргенсон, обладающий острым чутьем на таланты, разглядел в одном из многочисленных своих сотрудников будущего великого композитора.

Собственно говоря, он и создал, этого всемирно известного гения.

Ранее, до Юргенсона, в Палатах размещался Московский архив Коллегии Иностранных дел, где бывали, помимо государей Петра I, Александра I, Николая I, императора Священной Римской Империи Иосифа II, Бисмарка, весь цвет русской литературы и философии, среди которых особенно выделяется одно имя - Пушкин.

Граверы за работой

Удивительный факт: эти древние, единственно сохранившиеся в Москве Палаты 17 века такой огромной площади, соединили собою три самых известных в мире имени -

Пушкина, Чайковского и Юргенсона.

Палаты 17 века соединили собою три самых известных в мире имени - Пушкина, Чайковского и Юргенсона.

Оперы Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая Дама», романсы на стихи Пушкина - все эти партитуры печатались Юргенсоном.

И все это величайшее наследие Золотого Фонда Мировой культуры обязано Палатам в Хохловском переулке.

П.И.Юргенсон был настолько увлечен идеей распространения русской музыки, что практически во всех значимых мировых столицах открывал нотные магазины. Один из них, в Лондоне, сохранился и до сих пор успешно работает.

В революцию, когда летела под откос прежняя жизнь, разрушать мощной дух, веками накопленный в редчайшем ансамбле Хохловского переулка, большевики не стали.

Здесь, вплоть до последнего времени, располагалось Издательство «Музыка».

И вот, в 2011 году, появились на Хохловке «новые Юргенсоны».

Правда, разбогатели они не каторжным трудом, да и лепту в «развитие духовной, культурной жизни столицы» решили внести своеобразную.

Вид дома при нынешнем хозяине Горюхине

«Преобразователи» просто-напросто скупили объекты нашего с вами исторического культурного наследия XVII - XIX вв, эти памятники архитектуры, которые должно охранять государство и…вместо реставрации, обязанной провести по закону, они решил разрушить, «пустить под нож», перепрофилировать все исторические здания уникальной заповедной Ивановской горки.

Эти бизнесмены новой формации будут восхищаться красотой и величием западной культуры, наслаждаться творениями Брунеллески и Гарнье, Гауди и Корбюзье, восторгаться многовековой преемственностью исторической функциональности европейских гостиниц и ресторанов, музеев и магазинов, но они никогда не видят, не хотят видеть уникальности, неповторимости, исключительности родного национального русского искусства.

Они давно живут там, их дети учатся там и все свои активы они также содержат там.

Там их Родина.

А Москву они давно превратили в колонию, дойную корову, где обогащаются посредством разрушения, уничтожения национальной культуры и традиций.

Домик Чайковского, построенный Юргенсоном, где должен быть Музей композитора, практически разрушен.

В первой московской электростанции уже открыт ресторан, громыхающий децибелами и разрушающий историческое здание.

Сами Палаты 17 века представляют собой жалкое зрелище.

Нотница, нотохранилище каким оно было раньше

В 1998 году, правнук Петра Ивановича Юргенсона Борис Петрович организовал Благотворительный фонд «Фонд П.Юргенсона». В создании фонда приняли участие Дмитрий Лихачев, Мстислав Ростропович, Ирина Антонова, Геннадий Рождественский, Никита Михалков, Михаил Плетнев и другие видные деятели культуры.

В планах фонда было создание в Палатах, где жил и работал Юргенсон, Международного Музыкального Культурного центра и размещение там Музея - квартиры Юргенсона, Музея и мемориальной библиотеки «Нотница Юргенсона», возрождение всемирно известного «Музыкального издательства П.Юргенсона» и «Торгового дома П.Юргенсона», а также, Музея музыкальных инструментов, Концертный зал, нотный магазин, Музыкальную школу.

А еще в разрушенном домике Чайковского создать Музей - квартиру П.И.Чайковского, которого нет в Москве.

Иными словами, построить уникальный Музыкальный центр мирового уровня, содействующий всестороннему музыкальному образованию, популяризации русской и зарубежной классики, произведениям современных российских композиторов.

Столовая дома Юргенсона

Фонд Юргенсона существует, активно действует. После смерти Бориса Петровича, фонд возглавила его дочь, Анастасия Борисовна, прямая наследница дела Юргенсонов.

Но желание побольше «срубить бабла», фантазии этих нуворишей ограничиваются схемой: бизнес-центр - ресторан - бордюр.

Поэтому, в древних Палатах 17 века, вместо Международного Музыкального Культурного центра собираются открыть ресторан.

На месте царских садов забабахать огромный билдинг, в остальных, выкупленных особняках - памятниках федерального значения, устроить жральни-едальни.

А всю территорию вокруг умастить бордюром.

Нависшая катастрофа над Ивановской Горкой чудесным образом сплотила жильцов района и неравнодушных к исторической памяти людей. Они создали своего рода культурную общину и живут мощной духовной жизнью.

Каждый день проводятся пешеходные экскурсии. Экскурсоводы -волонтеры, со знанием нескольких иностранных языков, настолько интересно и глубоко раскрывают темы многовековой культурной жизни Ивановской горки, что дух захватывает.

Регулярно проводят творческие акции музыканты, артисты, художники.

Добужинский. Вид на дом Юргенсона

Желание вернуть классическую музыку в переулки Ивановской горки привело к тому, что к тематическим экскурсиям добавилась еще одна, музыкальная.

А еще жители пытаются отстоять в суде, спасти культурное наследие Ивановской горки.

Эти удивительные, старомодные москвичи, в душах и умах которых живет историческая память и бескорыстная любовь к родной Москве, встали плечом к плечу против могущественного застройщика.

Но... вы не поверите!

Против них в суде выступает не только застройщик.

Против защитников Ивановской Горки, памяти П.Юргенсона, Чайковского, Пушкина, на стороне застройщика оказались… Москомархитектура и Мосгорнаследие!

Без комментариев...
Вот так защищают памятник столичные власти

Эти организации, призванные не разрушать, а напротив, сохранять культурное наследие, следить за бережной реставрацией уникальных памятников федерального значения, оберегать нашу с вами историю.

Вот такой оксюморон в чистом виде.

Местные жители не против реставрации. Они двумя руками за нее. Но реставрация - это не масштабный редевелопмент вандалов, перекраивающий и уничтожающий исторический облик столицы.

Реставрация - это, прежде всего, бережное отношение к исторической памяти, основанной на любви к родному городу.

Примеры реставрации, основанной на исключительном отношении к историческому наследию есть. Бизнесмен Роман Абрамович воссоздал на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге фантастическое общественное пространство, моментально ставшее еще одной значимой и невероятно модной туристической точкой на карте города.

Он или нанятые им специалисты вложили в проект, помимо внушительных денег, еще и мысль, и душу, и грамотное умение на созданном им уникальном музейном пространстве красиво зарабатывать и пополнять казну города.

Знаете, я отказываюсь верить, что московским циничным девелоперам удастся уничтожить Ивановскую горку.

Неужели, щемящий, знакомый с детства аромат утопающих в садах переулков и двориков последнего оплота исчезающей Москвы, навсегда поглотит бездушный запах денег?

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter