Posted 16 сентября 2022, 12:07
Published 16 сентября 2022, 12:07
Modified 7 марта, 11:56
Updated 7 марта, 11:56
Александр Дыбин, Санкт-Петербург
К остановке на одной из улиц на Васильевском острове в Санкт-Петербурге подъезжает фирменный синий автобус гортранса. Не битком, но народу много.
- Дайте пройти, не стойте в дверях, - ворчат заходящие в автобус.
Машина шикнула и поехала дальше.
На опустевшей остановке быстро скапливается новая порция пассажиров. На светофоре привычным движением лихо разворачивается белая Киа – любимая машина питерских таксистов. Авто паркуется у остановки, из нее высовывается мужчина средних лет.
- До метро кому? 50 рублей до метро.
Таким тоном обычно встречают в аэропортах: «такси, в город». Услышать такое на обычной остановке (название не говорим намеренно, чтобы не портить человеку бизнес) – настоящая экзотика. Но, видимо, не для всех. Мужичка уже ждали и в легковушку быстро садятся трое. Решил прокатиться и корреспондент «Новых известий».
Мужчина ловко собирает с пассажиров купюры и кладет их к внушительной пачке сотен и полтинников, которая поместилась в нише возле рычага переключения коробки передач. Это он за пару часов накатал - прикидываю, сколько уже сделано "ходок".
-У кого безнал, диктую номер, - тут же не отвлекаясь от дороги, мужчина проверяет поступления на счет. Подглядываю в экран, там несколько записей зелеными полтинниками – оплата прошла. Из магнитолы как специально доносится «в вестибюле метро…». Машина везет случайных попутчиков как раз к метро «Приморская».
- Вы до какого часу так катаетесь?
- До обеда, иногда до часу, как народ идет, и вечером в час пик, - говорит мужчина.
- И это выгоднее, чем такси?
- Надо же людям помочь, автобус, бывает, не дождешься, дождь, слякоть, давка, а тут за 50 рублей быстрее и с комфортом, - уходит от прямого ответа мужчина.
Насчет цены он правильно сообразил. Проехаться на автобусе до того же метро стоит 60 рублей, с картой «подорожник» - 40. Но за эти 10 рублей до метро домчишься пулей, а не будешь ехать через весь район, собирая все остановки и светофоры.
- Можно и на самокате до метро доехать, - продолжаю цеплять водителя.
- А я боюсь на самокате, - отзывается девушка, сидящая за водителем.
- И дороже выходит, - вступает в разговор другой пассажир. Только разблокировать самокат стоит 50 рублей, потом еще плати за минуты или километры.
- Вот видишь, - с хитрым прищуром победно говорит водитель, - по всему выходит, что у меня лучше. Я еще по-божески беру.
На этой фразе Киа сделала резкий разворот и встала у обочины.
- Хорошего дня, - сказал водитель, включая, аварийку.
Какой клиентоориентированный, замечаю про себя. Вся дорога заняла около 4 минут. Обратный путь корреспондент «Новых известий» проделал пешком, на что ушло коло 35 минут, столько же «съедает» и автобус. В голове крутится какой-то олимпийский слоган: быстрее, комфортнее, дешевле.
В Санкт-Петербурге в 2022 году началась транспортная реформа. По примеру Москвы в Северной столице отказались от маршруток. Вместо них закупили новые автобусы, разработали новую маршрутную сеть. Но, судя по всему, где-то ошиблись в расчетах, потому что периодически поступают жалобы на то, что общественный транспорт в прямом смысле не вывозит. Так одной из горячих точек стал Приморский район. Недовольные горожане показали толпы на остановке Арцеуловская аллея, от которой жители большого жилого массива доезжают до станции метро «Комендантский проспект». Очередь к автобусам такая, что для того, чтобы просто сесть в транспорт нужно полчаса и еще потолкаться с соседями. На это городские власти увеличили количество автобусов на этом маршруте.
Официальную группу правительства Петербурга просто завалили жалобами и недовольными комментариями.
«Вернулись с дачи и увидели транспортную реформу в действии, - пишет одна из горожанок, - на Камышовой улице в Приморском районе находятся две поликлиники (детская №70 и взрослая №121), травмотологический пункт. До них всегда можно было доехать на трех автобусах 172, 126, 166, и остановка напротив, очень удобно. Сейчас оставили только 166 автобус, который ходит с интервалом 15 минут и его маршрут совершенно не захватывает несколько кварталов, которые относятся к этим поликлиникам. Остальные автобусы не доезжают одну остановку. Как добираться пожилым людям, мамочкам с детьми в поликлиники, и пострадавшим в травмпункт? Почему не подумали о больных людях, об инвалидах, о стариках?».
На это комтранс дал горожанке типовой ответ: сохранить все маршруты невозможно – реформа.
«К сожалению, учитывая лимит финансирования, сохранение всех привычных для горожан транспортных связей не представляется возможным. Со стороны Комитета рассматривается возможность усиления действующих "социальных" маршрутов, корректировка трасс новых маршрутов, в том числе по трассам закрытых "маршруток", которые обеспечивают наиболее востребованные транспортные связи при отсутствии альтернативы проезда на наземном пассажирском транспорте. Всё перечисленное предполагает значительное увеличение нагрузки на бюджет города», - ответили чиновники.