Posted 15 ноября 2019, 13:02
Published 15 ноября 2019, 13:02
Modified 7 марта, 15:27
Updated 7 марта, 15:27
Евгений Колесников, Санкт-Петербург
Главное, еще не многие петербуржцы знают эту «приятную» новость. Те же кто знают, пребывают в шоке. Более того, есть еще вариант, что на метро тариф поднимут и вовсе до 60 рублей. Но ведь совсем недавно, в начале осени, Смольный говорил, что цена за билет не поднимется больше, чем на пять пунктов. Что же изменилось буквально за последние недели?
Переменчивый Смольный
Не будем брать советское время, когда тарифы на проезд не менялись десятилетиями и 90-е, когда инфляция была такой, что все цены могли взлететь в четыре раза дважды за день. Но вот «тучные нулевые» принесли в этом вопросе стабильность. В Петербурге в последние двадцать лет плата за проезд ежегодно росла на 2-3 рубля. Десять лет назад жетончик на метро стоил 20 рублей – ныне 45.
В сентябре, при обсуждении бюджета города на 2020 год, в комитете по транспорту горправительства сообщали, что «ориентируются на 2-рублевое повышение тарифов». Потом пошли устойчивые инсайды от чиновников, что все же в Смольном остановились на 5 рублях. Но недавно пошел на первый взгляд невероятный слух – что цены на билеты в метро скакнут до 60, а на остальном транспорте до 55 рублей! То есть, на 15 пунктов! Возможно, это был пиар-ход Смольного: теперь прибавка-то в 10 рублей уже выглядит страшной, конечно, но не ужасной.
Депутат Законодательного собрания Борис Вишневский рассказывает: «Я сделал депутатский запрос в администрацию Петербурга, в частности, в комитеты по транспорту и по тарифам, дабы профильные чиновники предоставили свои расчеты в данном вопросе – конкретные цифры. По их расчетам, из заложенных в бюджет субсидий перевозчикам, а это 44,6 млрд рублей, автоматически вытекают 50 рублей за проезд в наземном транспорте, 60 - за метро, а также 8-процентное подорожание на проезд по билетам длительного пользования. Чтобы избежать гигантского скачка тарифов, требуется увеличение субсидий на 1,7 млрд рублей». Отметим, что в текущем году в бюджете Петербурга перевозчикам было выделено 40 млрд.
Вообще чиновники комитета по транспорту в неофициальном общении не видят никакой уж особой проблемы в столь резком скачке цены на билеты. По их данным, подавляющее большинство горожан, пользующихся общественным транспортом – разнообразные льготники, а также покупающие единые проездные карточки, по которым разовый проезд сейчас обходится «лишь» в 32 рубля. А вот покупают жетоны якобы не больше 15% горожан, остальные «омашинены». С представителями комитета не согласен эксперт петербургской общественной организации «Город и транспорт» Владимир Валдин. По его мнению, жетоны в разные сезоны покупает куда больший процент людей, кроме того, не стоит забывать про многочисленных туристов, их в этом году в Петербурге побывало около шести миллионов. В Смольном парируют: пусть вот как раз туристы оставляют в городе побольше денег, а мы на них закупим новые подвижные составы. Туристов-то не жалко.
Эксперт Валдин добавляет: «Ну, пусть жетон стоит 60 рублей – как разовая поездка. Кто регулярно пользуется общественным транспортом, купит себе проездной. Однако в Петербурге как раз самый дорогой в России месячный проездной. А еще у нас неудобная система тарифов. Например, когда пассажир покупает суточный проездной, то сталкивается с проблемой: ему нужно либо обнулить имеющийся «Подорожник», либо покупать отдельный».
Всё решит второе чтение бюджета
14 ноября профильные чиновники опять обсуждали транспортные тарифы. Официального решения пока нет, но никто особо в Смольном не скрывает, что все-таки решено остановиться на 10-рублевом повышении билетика. Правда, для этого нужно, чтобы губернатор второй столицы Александр Беглов подкинул перевозчикам еще дровишек, то есть, пару миллиардов рублей. 20 ноября бюджет будет обсуждаться во втором чтении и всё должно окончательно проясниться. Возможно, как вариант, транспортникам перенесут некоторые отдельные статьи расходов из одной строки бюджета в другую. И нужные деньги отыщутся. К примеру, сейчас «Пассажиравтотрансу» (автобусные перевозки) по будущему бюджету обещано 11 с лишним миллиардов на контракты после осуществления транспортной реформы. Можно отщипнуть от этой суммы на покрытие тарифов. Или сделать по-другому: повышать плату за проезд постепенно, в течении всего года – чтобы не подвергать горожан «шоковой терапии» сразу и резко. Посмотрим, к какому варианту придут в итоге.
Кстати, о горожанах. Петербургский политолог и политтехнолог Владимир Большаков полагает, что о них вытирают ноги: «Характерно, что чудовищное повышение тарифов на проезд в общественном транспорте случается после недавнего избрания нового губернатора Беглова на практически безальтернативных выборах. Следующие выборы теперь не скоро и можно спокойно проводить непопулярные решения. А ведь петербуржцы не самые богатые люди в стране – а их доходы как минимум не растут в последнее время. Еще же будет со следующего года и повышение тарифов ЖКХ, как всегда. Людям придется тяжело…»
Остается добавить две вещи. Первая. Представители городских перевозчиков, а это ГУПы «Петербургский метрополитен», «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» (трамваи, троллейбусы) заявили, что они не имеют отношения к повышению тарифов – идея идет целиком от комитета по транспорту. Вторая. Какой бы бюджет города ни был представлен Смольным, какой бы билетный тариф ни был принят, местный парламент примет его почти единогласно. Проверено годами.
Справка «НИ»
Городские и пригородные электрички не входят в городской обшественный транспорт Петербурга – он является федеральным, так как Октябрьская железная дорога находится в ведомстве РЖД. Пока железнодорожники не информировали общественность об изменении своих тарифов, но повышение происходит ежегодно.