Рус
Eng

Фантазии и реальность. Какими темпами строится московское метро

Фантазии и реальность. Какими темпами строится московское метро
Фантазии и реальность. Какими темпами строится московское метро
14 ноября 2017, 13:27ГородЛюдмила Бутузова
"НИ" выяснили прелюбопытную тенденцию: ни одно из обещаний московских властей по вводу новых станций метро выполнено не было.

За новые станции метро москвичи готовы простить мэру Собянину и перерытые улицы, и тонны плитки под ногами, и даже тотальную зачистку города от милых сердцу пятиэтажек. Потому что в перегруженном мегаполисе нет большего счастья, чем без пробок добраться в любую точку столицы, вовремя приехать на работу и вернуться домой не за полночь, а строго к семичасовым новостям, когда по ТВ рассказывают, что скоро и в вашей жизни появится такая привилегия, как самый удобный и быстрый подземный транспорт.

Сейчас Московский метрополитен — это 206 станций, 345 км рельсовых путей, 17 электродепо, 366 электроподстанций,. Он шестой в мире по интенсивности использования после метрополитенов Пекина, Токио, Сеула, Шанхая и Гуанчжоу, перевозит семь миллионов пассажиров в день.

Сколь бы не впечатляющими были эти цифры, москвичам реально не хватает метро - в часы пик на одном квадратном метре вагонов скапливается более семи человек. Во многих отдаленных районах столицы подземки вообще нет, люди добираются до центра на перекладных, а доехать из конца в конец города иной раз нужно столько же времени, сколько на перелет из Москвы в Берлин. Поэтому обещания построить новые линии метро и расширить уже имеющиеся – тот крючок, на который команда Сергея Собянина зацепила москвичей, мечтающих в скором времени увидеть в шаговой доступности символ метрополитена - заветную букву «М».

Москвичам реально не хватает метро

На планы мэрия не скупилась. Едва заступив на пост в 2011 году, Сергей Собянин заявил, что к 2020 году в Москве будет открыто 78 новых станций и построено 160 км линий метро, 93% москвичей получат доступ к крупнейшей транспортной артерии города. Заявлялось, что темпы строительства в два раза будут превышать прежние, лужковские, а затраты на возведение метро за счет экономии снизятся в два раза по сравнению с расточительством бывшего мэра.

Напомним: при Лужкове в период с 1995 по 2010 год было открыто 34 станции. Лавры предшественника явно не давали Собянину покоя, тем более, что первые 2 года он открывал станции (7 штук), строительство которых так же было начато при Лужкове. Освежите память: в декабре 2011 года был достроен и открыт южный участок Люблинско-Дмитровской линии от «Борисово»» до «Зябликово». В августе 2012 года вышла за пределы МКАД ещё одна линия —«Калининская». Была открыта станция «Новокосино», некоторые выходы которой частично расположены в подмосковном Реутове. В декабре того же года были открыты станции метро «Алматинская» (Замоскворецкая линия) и «Пятницкое шоссе» «Арбатско-Покровское направление), ставшие конечными станциями. Это не построено, это достроено из того, что не успел Лужков, но приписано к метростроительным достижениям новой команды мэрии. Дошло до казусов: в августе 2014 на Таганско-Краснопресненской линии с помпой открылась станция «Спартак», заложенная ещё в 1970-х и остававшаяся незаконченной на протяжении почти сорока лет. Намучавшиеся с транспортом, жители провели крестный ход в честь «спасителя» Собянина, который, как писала районная многотиржная газета, «всего за несколько месяцев провел людям метро».

С пиаром у Сергея Собянина дела идут неплохо. Подконтрольные мэрии СМИ буквально любой чих засчитывают в его пользу. Вот, например, мэрия взяла за правило: каждый год, в январе-марте, делать обещания и громкие заявления о большом пакете планируемых к сдаче станций в грядущем году. Причем, чем больше сроков было сорвано в предыдущем году, тем более амбициозные планы заявлялись на текущий. Допустим, в 2015 году вице-мэр Марат Хуснуллин обещал ввести сразу восемь новых станций. (Собянин во время прямого эфира на канале «ТВ Центр» замахнулся на десять: «Я должен сказать, что в ближайшие годы будет вводиться примерно по десятку станций метро в Москве ежегодно. Мы не собираемся снижать темпы метростроения»). А сколько было фактически введено? Две - Котельники и Технопарк. Остальные (Румянцево, Саларьево, Бутырская, Фонвизинская и Петровско-разумовская) - были сданы только год спустя, в 2016 году, а обещанная еще тогда Ховрино не сдана до сих пор (обещают только в этом году).

В конце ноября Москва собирается сдать сразу пять новый станций московского метро – большой объем. Причем это станции принципиально новой ветки, которая станет второй кольцевой – третьего пересадочного контура. Название для ТПК сейчас город с помощью москвичей выбирает на портале "Активный гражданин". Технический запуск первого участка ТПК уже состоялся. А давайте- ка вспомним, что обещал столичный стройкомплекс в начале года? В январе-феврале глава департамента Андрей Бочкарев неоднократно заявлял, что в 2017 году будет сдано сразу 19 (девятнадцать) новых станций. Да-да, именно такой объем – девятнадцать. Помимо пяти ТПК, это должны были быть станции для, например, Люблинско-Дмитровской линии («Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская») или, допустим, новой ветки — Калининско-Солнцевская (включая станции «Мичуринский проспект», «Очаково», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка»). Но где же они? Просто остались пустыми обещаниями, хотя москвичи так их ждали, рассчитывали на них, ведь это районы новых окраин, где люди в ипотеку на последние кровные покупают жилье, в надежде, что они не окажутся отрезанными от цивилизованного транспорта. Увы, москвичей опять обманули.

«В дальнейшем сроки будут только сдвигаться, - пророчески пишут в соцсетях жители. – Уже невооружённым взглядом видно, что заявленные темпы строительства метро вдвое ниже реальных». Подтверждение легко найти на сайте стройкомплекса Москвы. В 2011-2014 гг. построено всего 28,3 км новых линий и 14 станций (по две-три за год, вместо десяти), в 2015 г. из запланированных семи станций введено две, а вместо 9,8 км линий протянули четыре км. Получается, что за пять лет вместо заявленных Собяниным 75 км построено 30 км. Такими темпами на метро далеко не уедешь.

Формально всему есть объяснение. По словам пресс-службы стройкомплекса, сдвиг графика ввода участка, например, от станции «Марьина Роща» до «Селигерской» произошел из-за технических особенностей ветки, на других станциях дело застопорилось из-за сложных гидрогеологических условий, о которых строители не подозревали, строительство станции «Беломорская» Замоскворецкой линии отложено из-за неожиданно обнаруженных плывунов, «Котельники» вовремя не были построены из-за земельных и правовых споров с Подмосковьем и т.д.

Нет только самого очевидного объяснения: в начале года чиновники заявляют слишком оптимистичные сроки, чтобы красиво выглядеть в глазах москвичей. Что до срыва планов в конце года, то ведь это будет не скоро, и подсластить пилюлю можно будет парой - тройкой станций, которые в авральном порядке преподнесут к выборам или празднику. В качестве бонуса обескураженным москвичам поступит предложение от мэра – самостоятельно придумать этим станциям название. От нечего делать можно придумывать названия и тем станциям, которые не построены – вдруг они тоже когда-нибудь сгодятся.

Стоимость строительства метрополитен корректируется и вовсе без всяких объяснений со стороны мэрии. Ведь тогда бы пришлось рассказывать, с какого потолка бралось «сокращение» на 25-30% по сравнению с «лужковским» периодом. Сейчас как раз всё наоборот. По госпрограмме «Развитие транспортной системы Москвы» в 2011-2014 гг. на строительство объектов метро планировалось направить 323,3 млрд руб. По факту потрачено около 411 млрд руб.

В 2012 году, когда инвестрограмма метростроения была принята до 2020 года, в целом её стоимость оценивалась в 900 млрд руб., в программе, откорректированной осенью 2014 г. инвестиции выросли до 1,077 трлн руб. В октябре нынешнего года Сергей Собянин утвердил новую адресную инвестиционную программу Москвы (АИП) на 2017–2020 гг. В целом на городское строительство московские власти планируют потратить 2 трлн руб., львиная доля расходов приходится на развитие транспортной системы 1,43 трлн руб., больше половины из них бросят на метрополитен. Если разложить по годам, это выглядит так: 2017- ый - 182 млрд. (ранее планировалось потратить 157 млрд руб.) на 2018 г. закладывали 176,5 млрд руб., сейчас – 194,6 млрд.

Стоимость метро дорожает на глазах, чего не скажешь о его протяженности. К 2020 году, помнится, она должна была увеличиться в 1,5 раза. Но с нынешними темпами это произойдет много позже. Быстрее – только в фантазиях московских чиновников.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter