Posted 14 августа 2017,, 09:29

Published 14 августа 2017,, 09:29

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

Архитекторы вне игры: кто придумал "сбербанковскую" зелень на Китай-городе

Архитекторы вне игры: кто придумал "сбербанковскую" зелень на Китай-городе

14 августа 2017, 09:29
Фото: Рута Неклесса
Кто все-таки придумал отделать исторический вестибюль станции метро “Китай-город” панелями зеленого цвета? Многих москвичей возмутили произошедшие изменения, - в соцсетях новый облик станции сравнили с типовой отделкой отделения Сбербанка.
Сюжет
Метро

Рута Неклесса

Как пояснили "НИ" в пресс-службе Московского метрополитена, оформление южного вестибюля станции «Китай-город» Калужско-Рижской линии было выбрано большинством голосов (55%) участников электронного референдума «Активный гражданин». Второй вариант, предполагавший нейтральное цветовое решение, набрал 39% голосов. Таким образом, облик исторической станции решали отнюдь не профессионалы.

- Если первоначальный материал пришел в негодность, и его невозможно отреставрировать - его можно заменить на современный аналог. - говорит в интервью "НИ" Ксения Смирнова, искусствовед, специалист по советской архитектуре, заведующей отделом популяризации архитектуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева,

- Однако это должен быть аналог достойного качества. Утрата элементов декоративного оформления – значительная потеря в ансамбле станций. Светильники, изготовленные по индивидуальному проекту 1930-1950-х годов отличаются от типовых светильников на некоторых станциях 1970-1980-х. Замена последних может остаться даже незаметной, а вот утрата эскалаторных светильников на послевоенной станции «Октябрьская» кольцевой линии разрушила целостность темы триумфального шествия, из которой «вырвали» срединное звено.

- Сейчас строится огромное количество станций, причем в очень сжатые сроки - «Тропарево», «Славянский бульвар», «Ломоносовский проспект», «Деловой центр», «Выставочная» и другие. Как вы оцениваете новые станции с эстетической, архитектурной точки зрения?

- С ростом населения Москвы, с присоединением новых колоссальных площадей, увеличивающейся плотностью заселения окраин, новые станции метро нужны столице, как воздух. И нужны быстро. К сожалению, «быстро» не всегда получается «хорошо». Из неудачных, на мой взгляд, решений можно вспомнить совсем новые станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки», которые похожи друг на друга как три капли воды, и отличаются лишь рисунком на панелях опор. При этом сам рисунок, похоже, был «сгенерирован» в специальной компьютерной программе, а не художником, который мог бы отразить название и местоположение станции в своей работе. А ведь на поверхности – великолепный ансамбль Московского университета на Воробьевых горах – одна из знаменитых высоток Москвы, символ Московского университета – храма науки. Почему авторы станции не сделали именно Университет и науку главной темой в художественном оформлении станции? Почему не связали внешний облик павильонов и путевых залов с обликом Главного здания МГУ? На поверхности, конечно, лежит ответ – сжатые сроки и стоимость реализации проекта. Вряд ли их творение будут показывать экскурсоводы иностранным туристам через 50 лет.

Но есть примеры и другого рода. Недавно открылась прекрасная станция «Тропарево» - со светильниками, решенными в виде деревьев, у подножия которых расположились деревянные лавочки. Станция «Выставочная» и «Деловой центр» вряд ли станут когда-нибудь памятниками архитектуры, при этом прекрасно вписываясь в застройку наверху – небоскребы Москва-сити.

Вестибюль станции метро «Славянский бульвар»

- Как вам кажется со стороны: есть ли у московского метрополитена амбиции оставаться по прежнему самым красивым метро в мире или это более не актуально и задача максимум – эффективная перевозка и комфорт пассажиров?

- Сегодня строительство новых станций московского метро возвращается к традициям 1930-х годов. Проводятся конкурсы, в которых принимают участие и российские архитектурные бюро, и иностранные. Каждый предлагает свой вариант решения, исходя из обозначенных заказчиком технических условий. Архитектурные конкурсы – это всегда хорошо. Они создают живую конкуренцию. Перед строительство первых станций Метрострой тоже объявлял архитектурные конкурсы. Предлагаемые варианты были совершенно не похожи друг на друга. Проект станции «Охотный Ряд» Дмитрия Чечулина предполагал панно с изображением физкультурных парадов, которые проводились на Красной площади, а посередине центральной платформы установить фонтаны.

Неосуществленный проект станции «Дворец Советов» 1934 г.

- Видите ли вы единую концепцию, в рамках которой работают современные архитекторы, профессионально занимающиеся созданием новых станций?

- На мой взгляд, единой стратегии, единства архитектурных решений на новых станциях нет. Станции строятся точечно. Иногда – по типовым проектам. Иногда – по индивидуальным. Все они разные. В условиях колоссального пассажиропотока сделать метро удобным, комфортным и современным, при этом сохранив исторический облик, довольно сложно. Руководство Московского метрополитена делает многое для сохранения станций, представляющих историческую и художественную ценность. Приходится искать компромиссы. Старые сооружения чаще неудобны в условиях современной эксплуатации. Тем не менее, многие станции включены в реестр памятников архитектуры, на них установлены специальные таблички – с указанием года открытия, фамилиями архитекторов и скульпторов. В условиях ежедневного использования на многих станциях заменили историческое напольное покрытие – мрамор – на гранит, но мрамор очень быстро «стирается» под ногами миллионов пассажиров. Из несомненных плюсов – «выселение» со станций розничной торговли - сразу стало видно архитектуру.

Под землей есть примеры почти всех стилей ХХ века: и конструктивизма (Сокольническая линия) и ар-деко (Замоскворецкая линия от Сокола до Площади-Революции). «Сталинский ампир» воплотился в станциях кольцевой линии. Модернизм – в смелых решениях 1970-1980-х годов. Изучив опыт европейских и американских коллег, строители московского метро не допустили ошибки своих предшественников – они создали произведение искусства, но не бесполезное произведение искусства, а функциональную машину, удобную машину – которая поражает своим удобством парижан и жителей Лондона до сих пор. Вот этого подхода к строительству новых веток и станций, на мой взгляд, необходимо придерживаться и современным строителям. Московское метро – это транспорт, но транспорт, не просто доставляющий нас из пункта А в пункт В, но удовлетворяющий нашу потребность в прекрасном.

Ровно год назад в МУАРе проходила выставка «Московский метрополитен – подземный памятник архитектуры». Мы работали с Московским метрополитеном и коллегам из Народного музея московского метрополитена, отобрали огромное количество материалов из наших фондов, в том числе уникальные авторские эскизы, неосуществленные варианты различных станций, подлинные фрагменты декора, макеты и, конечно, фотографии 1930-1950-х годов, сделанные в первые дни после открытия станций. Возможно, к 100-летию Московского метро, мы сделаем ещё одну выставку – ещё более масштабную – ведь материалов очень много.

"