Posted 12 декабря 2019,, 12:02

Published 12 декабря 2019,, 12:02

Modified 7 марта, 15:13

Updated 7 марта, 15:13

Дом Московской ремесленной управы стал объектом черного пиара

Дом Московской ремесленной управы стал объектом черного пиара

12 декабря 2019, 12:02
В самом центре Москвы, на улице Никольская, есть дом, который уже много лет скрывается за раскрашенной тканью. Это исторический памятник, объект культурного наследия регионального значения — здание Московской ремесленной управы.

Сейчас здание находится в лесах, но ремонт планируют завершить в 2020 году.

Баталии вокруг дома развернулись нешуточные. При предыдущем мэре здание вообще собирались снести, сохранив только фасад. По доброй традиции здесь хотели разместить современный торговый центр и подземную парковку.

Вмешались активисты и счастливый случай. При проведении раскопок в 2008 году был выявлен уникальный для Никольской факт: непримечательный, на первый взгляд, домик сохранил фрагменты постройки допетровского времени! Здесь располагались палаты князей Хованских.

«При проведении раскопок в 2008 году был выявлен уникальный для Никольской факт: дом сохранил фрагменты постройки допетровского времени! Здесь располагались палаты князей Хованских».

В 18 веке здесь открылась одна из первых в столице книжных лавок, а в 19, когда здание уже отдали Московской ремесленной управе, в одной из съемных квартир жил философ и литератор Николай Станкевич. В знаменитый «Кружок Станкевича» входили В. Белинский, К. Аксаков, И. Тургенев и другие видные люди того времени.

В 20 веке во времена Сталина в доме заседала Военная коллегия Верховного Суда СССР. Тогда дом и получил дурную славу, которая сейчас его буквально разрушает.

Суть конфликта

Во время пребывания в доме Военной коллегии здесь проводились суды над политзаключенными. Заседали знаменитые «тройки», отправившие на «десять лет без права переписки», то есть на верную смерть, десятки тысяч человек. Конечно, суды были формальными, а списки, которые получали «судьи», утверждались на самом верху, но никак не в доме на Никольской.

История о том, что в подвалах проводились расстрелы, тоже не соответствует действительности — следов пуль в них так и не нашли. Да и представьте, какой шум бы стоял на жилой улице!

«История о том, что в подвалах проводились расстрелы, не выдерживает никакой критики — следов пуль так и не нашли. Да и представьте, какой шум бы стоял на жилой в то время улице!»

Бесспорно, история дома довольно мрачная, но все же забывать о ней не стоит. Тем временем то, что происходит с ним в последнее время, сложно назвать иначе, чем «пляски на костях».

Была сформирована группа активистов, которые хотят открыть в доме на Никольской музей репрессий. Они обращались с просьбой в мэрию, но получили отказ. Причина — в Москве уже есть Государственный музей истории ГУЛАГа.

Здание Московской ремесленной управы планируют восстановить в том виде, в каком оно пребывал в начале 20 века, и использовать как полноценное городское строение. Активисты, само собой, продолжают выступать против.

Нагнетание обстановки

В 2012 году был утвержден план реставрации дома, и с этого же момента в интернете начали появляться публикации, посвященные зданию, в которых крайне эмоционально расписывались все ужасы, ждущие новых владельцев.

Особенно постарались журналисты «Новой газеты». Обратите внимание на «желтые» заголовки:

  • «Танцплощадка в Освенциме. В Расстрельном доме на Никольской строят “премиальный универмаг”»;
  • «Шанель № 37. Расстрельный Дом на Никольской, 23 становится парфюмерным бутиком»;
  • «Парфюм “Пуля в затылок”. Десятилетия спустя расстрелянных в этом доме людей убивают второй раз. Вы готовы за это ответить, бизнесмен Давиди?».

Понятное дело, громкие пиар-акции, такие как «парфюм с запахом смерти», привлекли к зданию повышенное внимание других изданий, и историю «Расстрельного дома» начали пересказывать из каждого утюга, забывая о нескольких очень важных вещах.

«Громкие пиар-акции привлекли к дому повышенное внимание, и историю “расстрельного дома” начали пересказывать из каждого утюга».

Первое — пока все кричат и возмущаются, здание все еще стоит в лесах. Шумиха вокруг дома только мешает реставрации. Второе — в доме не проводились расстрелы, поэтому заявления «Новой газеты» — досужие домыслы. Третье — у здания Московской ремесленной управы богатейшая история, о которой тоже не нужно забывать, но все говорят исключительно о событиях времен «Большого террора». А ведь того же Ивана Хованского, первого владельца дома, в свое время уволокли в застенки за то, что он выступал против реформ Петра I. Тоже, можно сказать, жертва политических репрессий.

В 2020 году со здания Московской ремесленной управы наконец должны снять сетку. Мы надеемся, что дом номер 23 в полной мере сохранит свою историческую архитектуру и станет настоящим украшением Никольской улицы.

"