Posted 10 декабря 2020,, 09:32

Published 10 декабря 2020,, 09:32

Modified 7 марта, 14:23

Updated 7 марта, 14:23

Авантюра чистой воды: кому нужна канатная дорога над Химкинским водохранилищем

Авантюра чистой воды: кому нужна канатная дорога над Химкинским водохранилищем

10 декабря 2020, 09:32
Московские власти собираются соединить два берега водохранилища фуникулерами, разрушив при этом и природную, и архитектурную среду в этих районах.

Людмила Бутузова

Прямо сейчас на «Активном гражданине» проводится голосование по канатной дороге, которая будет пролегать над Химкинским водохранилищем, и соединит станции метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Предполагается, что новый транспортный узел в разы ускорит путь между районами САО (Левобережный и Головинский) и СЗАО (Тушино) и разгрузит пассажиро-поток на Таганско-Краснопресненской линии. Заявленная пропускная способность канатки - до 63 тыс. человек в сутки. Стройка планируется на деньги инвестора, затраты составят порядка 3 млрд. рублей, окупаемость за счет продажи билетов на фуникулер (от: 55 рублей при приобретении проездного и 200 рублей за разовый проезд).

Против нового градостроительного проекта уже второй год выступают жители северо-запада столицы, депутаты Мосгордумы и независимое архитектурное сообщество Москвы. По мнению экспертов, канатная дорога не решает транспортных проблем города, а всего лишь влечет за собой коммерческое освоение особо охраняемой природной территории (Парк Северное Тушино), объекта культурного наследия (Парк Северного Речного вокзала) и разрушает природный комплекс (Химкинский бульвар).

Так что же такое «проект канатной дороги», который обсуждается сегодня на «Активном гражданине»? Новый подход к решению социальных проблем в интересах москвичей или – очередной пример ухудшения городской среды в угоду бизнесу?

С разбором полетов - архитектор Владимир Вершинин:

- Для того, чтобы детально разобраться в вопросе, вернемся в 2018 год. Именно тогда началась реклама в СМИ и на портале stroi.mos.ru. Председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская рассказывала о проработке концессионного соглашения с международными компаниями, от которых это предложение и поступило, приводила доводы, что канатная дорога «позволит существенно разгрузить уличный транспорт и линии метро». И вот, 20 мая 2019 года, идея обрела форму, и на портале государственных торгов возник проект «Канатная транспортная система общего пользования с приводной станцией".

А что за концессионер? Зарубежные фирмы, которые, по словам Княжевской, рвались построить канатку в Москве, куда-то исчезли, и конкурс выиграло ООО Спортивный комплекс «Воробьевы горы». Фирма довольно известная, является видным участником столичных госзакупок, в конце 2018 года засветилась в идентичной стройке — на открытии канатной дороги над Москвой-рекой в районе Воробьёвых гор. Комфортные воздушные кабины, среди которых две единицы ВИП-класса, вписались в популярную столичную зону отдыха и выполняют скорее туристическую функцию, нежели транспортную. Правда данная канатная дорога сломалась уже на второй день работы. Не стоит также забывать, что, в процессе возведения объекта, были вырублены все деревья и уничтожены строительной техникой все зеленые насаждения по пути движения ветки, на восстановление природного ансамбля потребуется не один год.

Видимо, благодаря этому опыту ООО Спортивный комплекс «Воробьевы горы» имел все шансы на победу в новых торгах – по канатке над Химкинским водохранилищем. Смотрим далее, что это будет – игрушка для туристов или удобный и необходимый москвичам вид транспорта?

Цена поездки на канатной дороге, предложенная победителем торгов в декабре 2019 года, варьируется от 55 рублей до 200 рублей. (Для сравнения: до «Речного вокзала» от «Сходненской» можно доехать за 250-300 рублей на такси). После переговоров с концессионером в Мосгордуме стало известно, что в случае получения недостаточной прибыли от канатной дороги, компенсация возможна из бюджета города Москвы (т.е. из кармана налогоплательщиков). Если бы исполнительная власть так заботилось о простых гражданах, как о концессионере, я думаю, москвичи были бы счастливы.

Но в отношении к обычным гражданам ситуация складывается иная.

В проекте предложено ради канатной дороги вторгнуться в парки и в объекты культурного наследия, построить на Химкинском бульваре еще один торговый центр (третий по счету), пустив под нож высаженные несколько лет назад деревья. Гражданам это сильно не понравилось.

Но в Москве же есть организация, отвечающая за облик города, за градостроительные проекты, неужели она не заметила данные минусы?

Да, такая организация есть. Это Москомархитектура. Парадокс ситуации в том, что именно Москомархитектура и ее подведомственный институт ГАУ "Ни и ПИ Градплан города Москвы" и выполнили первоначальные проектные материалы по канатной дороге, не считаясь с жизненными интересами москвичей. И то, что проект вызвал недовольство жителей, стало известно более года назад. В стенах Москомархитектуры было проведено совещание, обсуждены все негативные моменты. Более того, следуя принципу: «критикуешь – предлагай», на данном совещании мною было озвучено альтернативное предложение от москвичей по корректировке проекта, с возможностью убрать канатную дорогу с Химкинского бульвара и от метро «Речной вокзал», то есть соединить берега, не заходя в особо охраняемые природные территории (парк Северное Тушино) и объект культурного наследия – парк, прилегающий к Северному речному вокзалу. Это резко уменьшило бы недовольство москвичей и минимизировало разрушение городской среды. Предложенный вариант обещали рассмотреть.

Граждане проявили настойчивость, обратились в Мосгордуму, совместно с представителями Москомархитектуры участвовали в «круглом столе» на тему «Формирование транспортной инфраструктуры города Москвы» . В результате, была создана рабочая группа по канатке для совместного рассмотрения всех проблем. Просуществовала она недолго – ровно 1 час, если судить по записи на ютубе.

Та первая и единственная встреча рабочей группы запомнилась тем, что представители Москомархитектуры и подведомственных институтов вели себя так, будто граждане Москвы – это враги, которым нельзя уступить не пяди земли.

Очень интересно было слушать заместителя директора «Градплана» Галину Миц. Она говорила о том, что нет никакой нормативной базы, касающейся расстояния между домами и канаткой ( А это важно, ведь канатка проходит вдоль жилых домов по обе стороны Канала им. Москвы). Еще дальше пошла директор «Института Генплана Москвы» Татьяна Гук, заявившая, что канатная дорога – «это вопрос не Северного Тушино и не Речного вокзала, это вопрос транспортной инфраструктуры города». (Прекрасный ответ! Честнее только сказать – замолчите и сидите тихо, пока мы вырубаем бульвары и парки в ваших родных районах и ухудшаем вашу городскую среду). Никакой попытки разумного диалога и компромиссов, с моей точки зрения, не было и со стороны председателя Москомархитектуры Княжевской. (Вся ответственность переадресовывалась концессионеру - вот сделает он проект, тогда и обсудим, а то, что нарисовано у нас в Москомархитектуре… - это «примерно», москвичи зря пугаются). Настало время напомнить председателю Москомархитектуры ее собственные слова, сказанные в завершение совещания: «Всегда нужно работать с фактами, а не с мнением».

Поработаем с фактами.

Кто является автором проекта, выставленного на «Активном гражданине»? Концессионер? Нет. Как и прежде, «Градплан города Москвы", а Москомархитектура является заказчиком.

На какой документации основывается данный проект? На документации «Градплана», которая демонстрировалась все это время и которую Княжевская уклончиво называла «примерной». Торговый центр, как располагался изначально на Химкинском бульваре, так и располагается.

Анализируя проектную документацию, мы видим, что на торговый центр (его теперь назвали многофункциональным) выделяется 1 гектар, а на посадочную станцию канатной дороги всего лишь 0,15 гектара. Становится ясно, что основное — это не канатная дорога, а именно торговый центр, который разместят вплотную к метро «Сходненская».

Для более ясного понимания размеров данного строения - это большое 6-ти этажное здание, посаженное прямо на природный комплекс. Нет сомнения, что нужен он здесь исключительно для скорейшей окупаемости затрат на канатную дорогу и дальнейшего получения максимальной прибыли.

Размещение многофункционального центра уничтожит деревья, кустарники и благоустройство на Химкинском бульваре. Между тем, на его благоустройство только за последние пару лет было потрачено 90 424 666 рублей из бюджета города Москвы (т.е. из кармана москвичей). Весьма интересный подход к расходованию бюджетных средств в условиях кризиса, не правда ли?

Гигантские опоры для канатной дороги по-прежнему расположены на Химкинском бульваре (природный комплекс), Парке Северное Тушино (особо охраняемая природная территория) и парке Северного Речного вокзала (объект культурного наследия). И стало их не две, как планировалось на заре затеи, а девять – но такой разброс в цифрах для Москомархитектуры – дело привычное.

А теперь давайте посчитаем, насколько эффективна сама канатная дорога. Представители «Градплана» обосновывают необходимость возведения канатной дороги созданием транспортной связи, которая разгрузит улично-дорожную сеть и Замоскворецкую и Таганско-Краснопресненскую линии метрополитена. Представители «Градплана» Галина Миц и Михаил Синкович неоднократно заявляли в Мосгордуме, что максимальная пропускная способность канатной дороги составляет 19000 человек в сутки. Сравним её с пропускной способностью метрополитена и улично-дорожной сети. Пропускная способность Таганско-Краснопресненской линии 30 359 619 человек в месяц ( 979 342 человек в сутки), Замосковорецкой линии-29 030 303 в месяц ( 936 461 пассажиров в сутки).

Вместе две ветки метро за сутки перевозят около 2 млн. человек. Следовательно, канатная дорога сможет перевести менее 1% пассажиропотока двух линий метрополитена. Если же учесть в расчетах еще и количество пассажиров, перевозимых автобусами, маршрутками и личным автотранспортом, то транспортная разгрузка от канатной дороги составит менее 0,5%.

Вероятно, коллег из «Градплана» все же терзали смутные сомнения, и они понимали, что с цифрами беда. Поэтому решили слегка увеличить прогнозируемую пропускную способность до 63 тысяч человек в сутки.Что можно сказать в ответ? 63 тысячи больше 19 тысяч в 3,3 раза. 0,5% х 3,3 = 1,65%. Разгрузка на 1,65% и уничтожение комфортной городской среды. Мастерская работа!

При этом, чтобы обеспечить поток в 63 тысячи человека в сутки, у станций канатки на «Сходненской» и на «Речном вокзале» круглые сутки должна стоять очередь длиной в несколько километров. Потому что кабинка рассчитана на 10 человек. Большее количество одномоментно уехать со станции канатной дороги не может. Для сравнения, в одном поезде метро (которые ходят раз в 40 секунд в час пик), помещается сразу 2500 человек.

Выводы по проекту: на мой взгляд, данная канатная дорога, в предложенном варианте, является проектом, необходимым концессионеру и тем лицам, в исполнительной власти, которые могут быть связаны с ним финансовыми интересами. Наличие многофункционального центра, уничтожающего часть природного комплекса Химкинский бульвар, говорит о желании получить максимальную прибыль, ухудшив экологическую ситуацию в Северном Тушино, но заняв при этом финансово выгодное место у метро «Сходненская». Попытка прикрыться озелененными фасадами и деревьями на крыше МФЦ – чистой воды манипуляция. Более того, на этом фоне еще абсурднее смотрится предлагаемая архитектура центра, представляющая из себя композицию из параллелепипедов и кубов и резко диссонирующая с окружающим пространством. Полностью разрушается вся композиция и замысел Химкинского бульвара, так как в его начале, вместо открытого озелененного пространства, закрывая перспективный вид в сторону канала им. Москвы, возникает многофункциональный центр, необходимость в котором полностью отсутствует, ввиду расположения у метро «Сходненская» двух торговых центров «Калейдоскоп» (площадью 119 тысяч кв. метров) и «Оранжевый мир». Предлагаемая трассировка разрушит комфортные места отдыха жителей, так как гулять под нависшими опорами и несущимися над головой кабинами – это дополнительный стресс.

Ошибки Москомархитектуры можно исправить, если мэрия отдаст предпочтение альтернативному проекту, предложенному жителями. Эта альтернатива соединит берега, не разрушая два района. Это – готовый вариант оперативного урегулирования и предупреждения конфликтов в сфере градостроительной деятельности, учитывающий баланс интересов москвичей, концессионера и исполнительной власти. Предлагаемый же Москомархитектурой проект, который висит сейчас на «Активном гражданине», нужно решительно отклонять, так как он имеет все признаки коррупционности, несет разрушение комфортной городской среды и провоцирует социальное напряжение в столице.

"