Рус
Eng

Муниципальные остановки резко "поумнели" благодаря "Городским инновациям"

Муниципальные остановки резко "поумнели" благодаря "Городским инновациям"
Муниципальные остановки резко "поумнели" благодаря "Городским инновациям"
10 июня 2021, 10:14Город
Команда "Городских инноваций" сумела за несколько лет пройти путь от локального игрока рекламного рынка до крупнейшего производителя "умных остановок" в стране. Основатель компании Антон Червинский рассказал, как за шесть лет он построил бизнес на авторской разработке.

Владимир Жирнов

Идея

Еще до создания компании "Городские инновации" я занимался тем, что ставил в общественной транспорте мониторы, на которых крутили рекламу, тем и зарабатывал. Потом случился кризис 2008 года, бизнес пришлось свернуть, по сути, я обанкротился.

Остались небольшие накопления, и тут обратил внимание на остановки общественного транспорта в Севастополе - как и во многих городах, они были в ужасающем состоянии, все исписанные, обклеенные чем попало. Договорился с местным крупным интернет-провайдером и запустил проект: я привожу остановки в порядок, благоустраиваю, чищу, потом с клиентом за его счёт обклеиваем красивой рекламой. Остановки принадлежали частично городу, а частично были бесхозные, и в какой-то момент задумался над тем, что было бы неплохо поставить свои остановки и начать самому размещать на них рекламу.

В 2009 году побывал в Париже, и оттуда, можно сказать, привез идею, которая легла в основу бизнеса. Просто поразило, насколько там все элементы городской среды - остановки, лавочки, киоски удачно вписывались в исторический ландшафт - мастерски были подобраны материалы, окраска. Стал изучать историю вопроса, оказалось, что еще в 1960-х годах централизованно уличными конструкциями начала заниматься компания JCDecaux. Ее основатель, Жан-Клод Деко тогда придумал понятие уличной мебели с эстетично интегрированной в них рекламной, создав уникальные проекты, они облагородили и городской облик, и были комфортными для рекламодателей.

Идеей сделать что-то подобное я загорелся и вернувшись, стал задумываться над разработкой своего проекта. Целью было, во-первых, сделать эстетичную, качественную и надежную конструкцию, а во-вторых, добавить дополнительный функционал. И так вот с 2012 по 2015 года мало-помалу стал эту идею реализовывать.

Воплощение

Не было каких-то суперрасчётов, до конца и не понимал сколько именно это будет стоить. Нужен был дизайн-проект и я нашёл талантливого промышленного дизайнера, который воплотил в жизнь мои идеи. Создавали дизайн остановки полностью с нуля. Важно было сделать объект эстетическим и функциональным. Особенно важный момент был когда придумали дополнить остановку USB зарядками для мобильных устройств, чтобы люди могли на остановке зарядить телефон или другие устройства. Также возникла идея обеспечить безопасность и повесить камеры видеонаблюдения, чтобы они могли фиксировать происходящее вокруг, помогать правопорядку в городе, выявлять преступников. Потом решили сделать классную подсветку, сделать на это акцент, чтобы в вечернее время люди могли чувствовать себя комфортно и в безопасности. Раньше-то и днем на остановке было страшновато находится, а в темноте так вообще жутко. Ну и конечно наполнили остановку важными элементами такими как:

электронная транспортная навигация, названия остановки с использованием шрифтов специально созданных для городской среды, лавочка из натурального дерева, схема движения общественного транспорта и др.

Затем надо было сделать архитектурный проект – и я подобрал профессионального проектировщика. Также нашёл различных подрядчиков по изготовлению металлоконструкций, протестировал их всех вплоть до сварных швов, и остановился в итоге на третьей фирме. В общей сложности над проектом работало около 50 привлеченных специалистов разного профиля.

Получилась очень надежная конструкция, наши остановки с успехом выдерживали краш-тесты, например, во время больших городских праздников. Люди, как водится, залезали на лавочки с ногами, чтобы лучше рассмотреть парад или другие действа, и ничего не сломалось. С антивандальной точки зрения тоже все отлично, случаи, чтобы что-то разбивали, можно по пальцам одной руки посчитать. Используем надежное закаленное стекло 10 мм, его разбить непросто - я лично проводил краш-тесты с молотком.

Срок активной реализации проекта составил примерно год, если брать от дизайна до установки в городской среде. По мере возникновения вопросов я получал ответы и тратил средства. Все началось с одного меня, но уже через год штат компании состоял из 35 сотрудников разного профиля. А если считать еще привлеченных специалистов, которые работали над проектом то это более 80 человек.

Сейчас многие из команды "Городские инновации" - это те, кто работает с первых дней. Регулярно проводим обучение, стараемся держать компетенции на определенном уровне. Репутация компании - лучшая гарантия увеличения продаж, поэтому мы с теплом относимся к благодарственным письмам городских администраций и общественных организаций, которые получали практически в каждом городе, где установлены наши остановки.

Развитие

В 2015 году первую остановку мы поставили в Севастополе, мой проект победил на архитектурно-градостроительном совете. И даже позднее известный блогер-урбанист Илья Варламов часто приводил в пример наши остановки как идеал и эталон, наряду с московскими и парижскими, когда писал про другие города, что там все ужасно в этом плане. И вот, как только первая остановка появилась, потянулись с заказами другие города: Ялта, Евпатория и Симферополь, им хотелось, чтобы было не хуже, чем у соседей.

Успехом стала поездка в в 2016 году на международную транспортную выставку форум “Smart Transport” в Санкт-Петербург, куда нас пригласил городской комитет по транспорту. Прямо к ним на стенд привезли и собрали нашу остановку, презентовали Умную остановку всей индустрии, а также губернатору Санкт-Петербурга и замминистра транспорта, всем понравилось. Тем более через два года запланирован был чемпионат мира по футболу и для городской среды нужно было что-то подобное - яркое и современное. В итоге договорились с городскими властями поставить пилотную остановку на Невском проспекте в центре города, напротив Гостиного двора. И благодаря этой выставке на нас вышла местная компания, и мы продали первую лицензию на производство Умных остановок на территории Ленинградской области по нашему авторскому проекту.

Мы начали двигаться на другие города, стали узнаваемы в индустрии – в этой сфере никого тогда не было, кто бы делал подобное и имел бы успешный опыт реализации. А мы к тому времени поставили уже несколько десятков остановок.

Отмечу, с момента создания мы фактически ничего не меняли в функционале, благодаря тому, что педантично подошли к изначальной разработке. Улучшали только в мелочах – например, заменили кровельный материал. В итоге даже те остановки, которые мы ставили в 2015 году, и сейчас выглядят как новые.

Мы задали некий тренд своим дизайном и функционалом, и этим обратили на себя внимание. Многим городам захотелось такой же эстетики, быть не хуже других и не опускаться ниже определенного уровня. Сработал «эффект» снежного кома, к нам начали обращаться Нижний Новгород, Великий Новгород, Нальчик, Новосибирск и другие. Мы сосредоточились на производстве. На данный момент умных остановок по нашему патенту установлено более 1500 остановок в 18 городах в 2 странах. С момента запуска пилотного проекта капитализация компании выросла в 10 раз.

Конкуренция

В связи с популярностью нашего проекта Умных остановок начали возникать компании, которые вдохновились уже нашим проектом, и сейчас есть предложения от производителей, которые создают новые проекты по своему уникальному дизайну, либо приобретуют наши лицензии. Относимся к ним с уважением, приятно, что рынок и индустрия развивается – это круто.

Есть, конечно, и не такие позитивные истории. Бывали случаи - привозим, ставим в каком-то городе 1-2 остановки, а потом заказчик какого-то местного производителя металлокаркасов просят повторить то же самое, без разрешения и лицензионного договора, то есть крадут у нас технологии. В итоге качество, конечно, сильно хромает, получается как китайская подделка. Иногда участвуем в тендерах, и идет сильное занижение цены, получается фактически по себестоимости, смысла нам это делать за такие деньги нет. Если так резать затраты, сильно падает качество, а нам важно не портить имидж. Порой, конечно, понятно, что тендер делается под определенного участника, который сделает что-то отдалённо похожее за очень дешево.

Планы на будущее

Когда поставил остановки, посыпались предложения от других предпринимателей стать партнёрами, инвестировать в мою компанию и как-то развиваться вместе. Я какое-то время не соглашался, но затем получил достаточно убедительные предложения и теперь развиваем бизнес вместе.

Компания сейчас развивается в "беспилотном", если можно так сказать, режиме. Я как основатель особенно не занимаюсь операционной деятельностью, это задача менеджмента, а решаю более стратегические вопросы развития. Сейчас цель - в ближайшие 5-10 лет хотелось бы взять рубеж в 100 городов России, Украины, США.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter