Posted 10 января 2020,, 07:34

Published 10 января 2020,, 07:34

Modified 7 марта, 15:11

Updated 7 марта, 15:11

Мусорный коллапс во Владивостоке устроили "ребята из 90-х"

Мусорный коллапс во Владивостоке устроили "ребята из 90-х"

10 января 2020, 07:34
С 1 января 2020 года Владивосток столкнулся с мусорным коллапсом. Кучи бытовых отходов растут на глазах, а вывозить их никто не торопится. Как выяснило РИА «Восток-Медиа», причина этого - отнюдь не в том, что мусорщики решили отдохнуть от забот вместе со всеми прочими горожанами.

С 1 января краевое государственное унитарное предприятие «Приморский экологический оператор» стало ответственным за сбор и переработку мусора (твердых бытовых отходов) на всей территории края. А кто же стал его подрядчиками? Кто собирает мусор у домов и отвозит их на полигоны?

Как установили журналисты "Восток-Медиа", Первомайский и Ленинский районы города достались компании «Даль-ЭКО».

По информации базы данных СПАРК-Интерфакс, ООО "Даль -ЭКО" получило контракт на сумму 248 635 156 рублей за вывоз мусора в Первомайском районе. Наверняка и в Ленинском районе сумма не меньше.

Бенефециаром компании ООО «Даль-ЭКО» на 100 процентов является Раиса Николаева, мать бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева.

Уборкой мусора в Советском и Первореченском районах города Владивостока занимаются компании ООО «Чистый город» и «Город Н». Обе принадлежат еще одному бывшему чиновнику - Алану Будаеву, который занимал должность вице-мэра Владивостока при Владимире Николаеве.

Будаев, напомним, был признан виновным по делу о хищении 151 миллиона рублей из городского бюджета и получил условный срок. По другим данным, речь идёт о сыне бывшего вице-мэра, который также носит имя Алан.

Он вместе с Раисой Николаевой владеет ещё тремя компаниями: ООО «Гранд», ООО «Потенциал» и ООО «Альянс. Отметим, что Будаев также является одним из учредителей известной мусорной компании «Чистый город».

Разумеется, что упрекать бывших чиновников и их родню в том, что те не имеют право заниматься мусорным бизнесом, никто не вправе. Имеют! Почему бы и нет? Вот только практика этого бизнеса напоминает схемы, которые известны по американскому сериалу про мафию "Клан Сопрано".

Корреспондент "Восток-Медиа" обзвонил ряд компаний, которые в 2019 году занимались вывозом мусора во Владивостоке. Вот что сообщил менеджер компании «Золотарь»:

«Мы приняли решение не участвовать в мусорной реформе, выйти с рынка „бытовых отходов“ и работать в коммерческом секторе. Все эти проблемы (замусоривание города — ВМ), которые вы озвучиваете, были понятны нам заранее, ещё до принятия этой реформы. Мы поднимали эти вопросы на круглых столах, где были представители регионального оператора и местных властей, но не были услышаны. В результате эти проблемы и произошли».

На вопрос корреспондента издания, известно ли компании о том, что большая часть мусорного бизнеса Владивостока сейчас находится под контролем одного человека — Владимира Николаева, менеджер компании ответил — да. Кроме того он добавил, что их компания не связана с этим человеком и поэтому они прекратили заниматься этой работой.

«Часть парка у нас сейчас просто простаивает, нет тех объемов, с которыми мы могли бы сейчас работать. Конечно, мы рассчитываем на то, что система вернётся к прежним условиям, в которых каждый участник рынка мог нормально работать», — отметил менеджер компании.

Интересно, что имел в виду менеджер компании «Золотарь», говоря о «прежних условиях»? Почему в 2019 году конкуренция на этом рынке стимулировала своевременный вывоз мусора? И можно ли предположить, что фактически монопольное доминирование группы компаний, связанных с одним человеком и привело к тому, к чему всегда приводит монополия — к безответственности?

Первый заместитель директора КГУ «Приморский экологический оператор» Сергей Лазарев объяснил корреспонденту издания, как так вышло, что несколько районов города оказались замусорены.

«В связи с тем, что Ленинский и Первомайский районы являются самыми большими в городе, исторически там работало не менее десяти компаний, между которыми были разделены зоны ответственности. После того, как мусорная реформа пришла в Приморский край, аукционы прошли и определился подрядчик — компания „Даль-ЭКО“, то некоторые компании уже в конце года прекратили вывозить мусор. Уже первого числа мы столкнулись с тем, что в некоторых местах были просто мусорные завалы и уже первого числа мы начали получать звонки от людей. Второй аспект — у компании „Даль-Эко“ произошёл сбой с водителями. У них было достаточно техники, но некоторые водители первого числа просто не вышли на маршрут. Третья проблема заключалась в том, что мы должны были подставить компании плечо, но вытащить людей из отпусков в срочном порядке было достаточно проблематично. В итоге мы включались поэтапно. Сейчас уже работает 20 дополнительных машин»

Источник, близко знакомый с проблемами перевозки мусора, сообщил, что региональный оператор «выдавливает» неугодные компании с рынка простым способом — закрывает им въезд на городской полигон. Из-за этого компаниям приходится возить мусор на другие полигоны — в Большой Камень и Уссурийск, что существенно поднимает стоимость вывоза мусора.

По словам Сергея Лазарева, полигон принимает твёрдые коммунальные отходы только от уполномоченных региональным оператором компаний. Компании, не ставшие операторами, могут возить промышленные отходы, но городской полигон на них не рассчитан и не может их принимать.

«Компании, которые ранее занимались вывозом мусора теперь ушли с рынка. Они даже не участвовали в аукционе. По разным причинам, кто-то отказывался из-за неприемлемой цены или неприемлемых условий, например из-за установки модулей слежения „Глонасс“ на все машины, наличия лицензий. Изначально мы предполагали наличие субподряда, но видимо у них не наладились взаимоотношения»

отметил Сергей Лазарев.

Некоторые знакомые с ситуацией источники считают, что «мусорный коллапс» стал следствием ошибки, допущенной краевым мусорным оператором. Впрочем, сам оператор признал, что аварийная техника не была подготовлена вовремя, но пояснил, что второй раз подобная ситуация допущена не будет. Компания «Даль-ЭКО» получила от оператора претензии, в следующий раз она заплатит штраф. О прекращении отношений пока речи не идёт.

Краевые власти в лице заместителя председателя правительства Приморского края Елена Пархоменко уже извинились перед жителями Владивостока за мусорный коллапс.

Главное упущение краевой власти, по мнению источников, заключается в том, что контракты перезаключались в спешке и на «драконовских» условиях, в результате чего мусорный бизнес достался «теневому монополисту».

"