Posted 8 апреля 2021, 06:16
Published 8 апреля 2021, 06:16
Modified 7 марта 2024, 13:49
Updated 7 марта 2024, 13:49
Людмила Бутузова
За последнее время в результате контрольно- надзорных мероприятий Мосгосстройнадзор выявил у генподрядчика сотни нарушений при возведении объектов метрополитена. Все они выложенными в открытом доступе ( ФГИС "Единый реестр проверок" Генеральной Прокуратуры РФ ), но не всякий москвич на этот сайт заходит – для кого-то строительство метро не актуально, кто-то им вообще не пользуется. А вот для жителей Ломоносовского, Академического и Гагаринского районов, где вопреки протестам начинается прокладка нового участка Коммунарской (Троицкой) линии, метро - головная боль. И постоянное беспокойство за судьбу своих домов, под которыми или вблизи которых планируется прокладка.
Дело в том, что в 2012 году команда Собянина объявила, что теперь ради экономии метро будут строить дешевым способом мелкого залегания. Перед метростроителями ставится задача «строить быстро», «сдать объект на два года раньше срока», тем самым вынуждая их нарушать требования законодательства – экономить время и деньги на проведении инженерных изысканий; работать без проекта, прошедшего экспертизу; нарушать технологию строительства. Жителей «успокоили», что никакой опасности для них нет, постоянный контроль за проектной документацией и строительством метро осуществляет Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
- Мы ознакомились с выложенными результатами контроля Мосгосстройнадзора в отношении АО «Мосинжпроект» и пришли в ужас, -рассказала «НИ» одна из составителей «Книги нарушений» Любовь Езерова.- Оказывается, строители часто работают без разрешения на строительство, нарушают требования проектов, строительных правил и норм, а АО «Мосинжпроект» ненадлежащим образом осуществляет контроль за работой подрядных организаций.
Самое страшное для жителей – строители часто не выполняют требования безопасности, предусмотренные для сохранности зданий и сооружений, попавших в зону строительства, не проводят геотехнический мониторинг, не выполняют защитные мероприятия.
В результате такой работы участились случаи аварий, опасных инцидентов. Например, получило повреждения 4-х-этажное здание во 2-м Грайвороновском проезде; частично обрушились несущие стены двухэтажного здания в 1-м Силикатном проезде. Чего нам ждать? Очередных обещаний, что все будет хорошо? У нас уже с началом строительных работ начал тонуть в «желтой жиже» «генеральский» дом. Общественная комиссия фиксирует, что часто работы ведутся без документов либо с «документами» без печатей и подписей. Какие-то работы мы останавливаем, а они, когда общественные контролеры уходят, их продолжают.
То же самое, похоже, происходит и с официальными проверками. У жителей родилась идея запротоколировать все нарушения, выявленные Мосгосстройнадзором в отношении «Мосинжпроекта», систематизировать их по группам – разрешительная документация, пожарная безопасность, ненадлежащий строительный контроль, работа не по проекту и т.д. На основе этих материалов составить «Книгу нарушений» вручить ее депутатам для системной работы по реформированию московской строительной отрасли и борьбы с нарушением градостроительного законодательства.
- Сколько времени потребовалось, чтобы написать такой том на 700 страниц? Кто этим занимался?
- Информацию собирали обычные неравнодушные люди. На общественных началах. Непосредственно над книгой работали и довели ее до типографии три человека, я была в их числе. Работа заняла три месяца. Собираемся ее продолжать, так как видим, что нарушений у «Мосинжпроекта» не уменьшается, строительство метро остается опасным делом.
-Как встретили ваш труд депутаты?
- На пропускном пункте в Мосгордуме книгу приняли спокойно, даже штампик поставили о регистрации. В Госдуме строгие коронавирусные ограничения, книгу предложили свалить в один ящик с корреспонденцией от избирателей. Мы на это не пошли, отправили почтой с уведомлением, чтобы уж наверняка быть уверенными, что книга в Госдуму доставлена главам четырех фракций и спикеру ГД Володину. Также по почте переслали по экземпляру Путину, Мишустину, в администрацию президента, мэру Собянину, руководителям стройкомплекса Бочкареву и Загрутдинову, в Мосэкспертизу. Надеемся, что персонально в руки книгу получит председатель Мосгордумы Шапошников. Он, как сообщала пресс-служба московского парламента, буквально накануне нашей акции встречался с руководителем холдинга «Мосинжпроект» Юрием Кравцовым, обсуждались вопросы стратегического партнерства по строительству московского метрополитена. Предполагалось консультирование депутатов силами специалистов холдинга при подготовке законодательных документов по метро. Отправляя книгу Шапошникову, мы хотели бы, чтобы он с ознакомился с выявленными нарушениями прежде, чем запрашивать у нарушителей консультативную помощь.
- Разве депутаты не в курсе, что происходит со строительством метро в Москве?
- Смотря какие депутаты… Нам помогают главы муниципалитетов Елена Русакова (Гагаринский район), Маргарита Шефер (Академический), Гордей Нефедов (Ломоносовский), и другие мундепы бьются с этим кошмаром. Они совершенно разных взглядов, но тут сомнений ни у кого нет, что это вредительство, а не строительство. Рашкин помогает, депутаты МГД от КПРФ, Яблока, Митрохин, Тимонов, Локтев, Янчук. Боюсь даже забыть кого-то. Но верхушка, от которой во многом зависит вектор градостроительной политики и в частности, расширение линий метро, в лучшем случае избегают встреч с общественностью, в худшем поддакивают исполнительной власти, что все на этих направлениях хорошо, людям незачем беспокоиться. Но мы тоже настойчивые, будем продолжать бороться за наведение порядка на стройках и за гарантии безопасности для москвичей.
- «Книга нарушений» - один из инструментов этой борьбы? Какой тираж у нее?
-- Выпустили сорок экземпляров, все разошлись в первый же день. Будем допечатывать, как только соберем деньги. Первый тираж обошелся в 40 тысяч рублей, пускали шапку по кругу. Есть также электронная версия, можно ознакомиться здесь. Приступили уже к работе над вторым томом, изучаем материалы новых проверок Мосгосстройнадзора.
Фото Веры Кочиной