Рус
Eng

Урбанистика или бизнес. Петербург захватывают платные парковки

Урбанистика или бизнес. Петербург захватывают платные парковки
Урбанистика или бизнес. Петербург захватывают платные парковки
7 сентября, 11:37Город
В Санкт-Петербурге расширили зону платной парковки. Сейчас она охватывает территорию от Смольного до Зимнего дворца. На очереди – еще один исторический район - Адмиралтейский, а так же кварты Василеостровского и Петроградского. «Новые известия» прогулялись по Северной столице в поисках места для парковки.

Александр Дыбин, Санкт-Петербург

Очередное расширение зоны платной парковки произошло 1 сентября, было дополнительно создано 4000 парковочных мест. При этом в Центральном районе теперь не осталось улиц, где можно было бы припарковаться бесплатно. Предыдущая волна расширения произошла в июле, когда на платный формат перевели 56 улиц.

Чиновники из правительства Санкт-Петербурга заявили, что даже в усеченном виде платная парковка разгрузила городские улицы: трафик на них снизился на 20%, а число ДТП на 25%. Доходы от работы платных зон в 2022 году оценили в 350 миллионов рублей.

Координатор движения «Центральный район за комфортную среду» Ярослав Костров отметил, что на ранее загруженных улицах города стало свободнее. Однако, общественник считает, что жители района не должны платить за парковку возле дома. Сейчас они могут оформить разрешение, стоимостью 1800 рублей на год, тогда как час парковки для вех остальных стоит 100 рублей.

«Платная парковка - это положительное изменение, - говорит он, - эффект мы уже ощутили: огромное количество улиц очистились от машин. Считаю, что парковку нужно расширять на весь исторический центр города и делать ее абсолютно бесплатной для жителей района».

Но, по словам Кострова, есть и ложка дегтя – одной рукой городские власти устанавливают платную парковку, другой заставляют жителей убирать ворота и шлагбаумы во дворы-колодцы, давая автомобилистам бесплатную альтернативу.

«К сожалению, комитет по транспорту с платной парковкой лопухнулся в вопросах межведомственного взаимодействия. Например, комитет по имуществу пилит ворота, шлагбаумы и халявщики, которые не хотят платить за парковку, легко ставят машины в жилых дворах», -отмечает общественник.

Урбанисты встретили новость о расширении зоны платной парковки комментариями в дух «давно пора», но признают, что есть проблемы: паркоматы не всегда работают, а мобильное приложение для оплаты сбоит.

«В целом это положительное явление, - говорит урбанист Даниил Воронин. - Плохо, что пять лет шел какой-то очень странный эксперимент с этими парковками, а по факту комитет по транспорту и ГИБДД просто не могли договориться. Но эффект от появления синей разметки уже ощущается: люди паркуются более аккуратно, реже встают вторым рядом, действительно уменьшается трафик. Но уже появились нерадивые автомобилисты, которые начали заклеивать номера. И комитет по транспорту сам признал, что никак не может с этим бороться. Я писал к ним обращение, но они ответили, что никаких рычагов у них нет. Кроме того, не сделан нормальный функционал по оплате: все работает криво, приложение вылетает, о паркоматах, я вообще не говорю».

«Воздуха» на парковке стало больше

Корреспондент «Новых известий» прошелся по центру Петербурга, где меньше недели назад нарисовали синюю разметку, которой помечают зону платной парковки. Машину пришлось оставить в Адмиралтейском районе, который платная парковка ждет в ноябре. На Гороховую улицу черным зеркалом погасшего экрана смотрит одинокий паркомат. Железный болван оказался выключен, впрочем, и очереди к нему не было. В синей зоне стояли единичные машины.

С гороховой сворачиваем на Казанскую, на которой раньше в обе стороны машины стояли впритирку. Сейчас же улица поражает пустотой, хотя единичные авто все равно перекрывают путь и для проезда остается по одной полосе. Ближе к Невскому проспекту и Казанскому собору становится плотнее, но и здесь можно найти места.

По такой же пустынной Ломоносова перемещаемся к улице Зодчего России, которая знаменита своим балансом высоты и ширины. Еще недавно за скоплением машин можно было и не разглядеть архитектурного замысла: ширина равна высоте образующих улицу симметричных зданий - 22 метра, а длина улицы в 10 раз больше ширины, что должно создавать эффект гармонии. Совсем без машин этот экспонат под открытым небом не остался, но, нужно признать, заметно похорошел.

Отметим, что платная парковка совсем не бросается в глаза. Соответствующие знаки установлены редко, на всем маршруте встретился только один паркомат и одна небольшая табличка с расценками и правилами оплаты. А синюю разметку можно не заметить в пасмурный день или зимой. Зато постоять без оплаты здесь стоит 3000 рублей. При этом повального хамства со стороны водителей тоже не замечается. На маршруте было обнаружено всего три машины со спрятанными номерами.

Все ради денег

При всех плюсах платной парковки, есть и минусы. Если решишься отказаться от поездки на машине, столкнешься с суровой реальностью в виде общественного транспорта. С весны в Петербурге идет транспортная реформа и жалобы на забитое до отказа метро и неудобные маршруты автобусов звучат в соцсетях регулярно. А зимой велосипеды и самокаты – не лучший вид транспорта

О том, что общественный транспорт не успевает за платными парковками говорит руководитель общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов.

«Платная парковка воспринимается как единстве6нная мера, которая может избавить город от пробок, но мы все знаем темпы строительства метро, мы знаем что, работа общественного транспорта не улучшается, не появляются перехватывающие стоянки, - говорит он, - альтернативы, чтобы поехать в центр не на машине больше не становится. Это и дает непонимание и недовольство водителей. Но в целом, как инструмент платные парковки существуют не первый год и зарекомендовал себя как эффективная мера. Свою функцию они выполняют, и если тебе надо в центр, ты уверен, что точно найдешь место. Не нужно закладывать полчаса на парковку. Но есть и минусы, которые не дают в полной мере насладиться этим».

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов предлагает решительно отринуть все разговоры про урбанистику и признать, что вся эпопея с платной парковкой – это попытка еще раз заработать на автомобилистах.

«Во всем мире платная парковка - это бизнес, - говорит эксперт, - я негативно отношусь к тому, что пытаются изображать, что это какое-то регулирование. Просто дурят автомобилистов. Тариф 100 рублей в час взят от балды. Пять лет система работала в убыток, только сейчас начала приносить деньги. Чтобы люди воспринимали платную парковку позитивно, нужно относиться к этому как к бизнесу. Например, дифференцированный тариф. Там, где загрузка более 85% - дороже, там, где меньше 85% - дешевле. А пока это еще один способ доить водителей, такой же, как налог, ОСАГО, акцизы и т.п. Было бы хорошо, если бы какой-то чиновник честно сказал, на что потратят эти деньги с парковки: построят развязку или что-то отремонтируют».

По мнению эксперта, позитивный эффект для трафика от платной парковки тоже весьма сомнительный. Если раньше центр города забивали люди, которые приезжают на работу, то сейчас на свободные места постоянно кто-то приезжает. Вместо одной машины, которая стояла весь день, появляется пять, которые стоят в течение дня по часу.

«С точки зрения свободной улицы и лучшего проезда, это не правда. Даже если одна машина стоит на платной парковке, то полоса уже занята и ехать надо по другой и не важно, что еще 25 мест свободны, - говорит Александр Холдов, - хотите увеличить пропускную способность - вешайте знак «остановка запрещена», тогда все поедут».

Между тем, в правительстве Санкт-Петербурга уже подтвердили планы на расширение зоны платной парковки. 1 ноября платными станут 153 улицы в Адмиралтейского района, а в 2023 году ряд улиц в Петроградском и Василеостровском районах.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter