Posted 7 августа 2018, 07:58

Published 7 августа 2018, 07:58

Modified 7 марта, 16:32

Updated 7 марта, 16:32

Точка невозврата. Москва ликвидирует троллейбусы в режиме спецоперации

7 августа 2018, 07:58
В редакцию «НИ» поступила копия Письма в защиту троллейбусов в Администрацию Президента. Его подписанты - преподаватели, студенты и специалисты в области электротехники и транспорта - протестуют против ликвидации экономичного электрического транспорта и его замены на дизельные автобусы и электробусы.

Ирина Мишина

"Мы, нижеподписавшиеся профессора, преподаватели, студенты и специалисты в области электротехники и транспорта МЭИ, РУТ (МИИТ), ВШУ, ПГУПС, ООО «Горэнергопром» выражаем особую обеспокоенность ликвидацией основного вида городского наземного электрического транспорта столицы РФ - Московского троллейбуса.

Пусть Вас не смущают датированные серединой января подписные листы: мы до последнего не хотели «раскачивать лодку» перед выборами Президента и омрачать подготовку и проведение ЧМ-2018.

К сожалению, полученные нами документы говорят о точке невозврата. Ситуация критическая и требует Вашего личного вмешательства.

В начале июля 2018 г. на подпись мэру Москвы поступило согласованное в установленном порядке распоряжение о сборке на столичном СВАРЗе 408 новых троллейбусов в 2018-2022 г.г. (в середине марта 2018 г. разыгран тендер на сертификацию троллейбуса СВАРЗ-МАЗ 6275, закупка №0573200002418000199).

Документ ГУП «Мосгортранс» за №99-38... от 12.04.2018 г. определял сборку первой установочной партии в 24 ед в срок «на 4 кв. 2018- 1 кв.2019 гг.(см. Приложение). Однако уже 13.07.2018 г. и.о. заместителя гендиректора «Мосгортранса» С.В.Измайлов подписывает распоряжение №99-17-04-134 «для служебного пользования» о перепрофилировании в 2019-2020 гг. 1-го и 8-го троллейбусных парков (ТП) под эксплуатацию... дизельных автобусов. Официальная бумага предписывает закупку новых автобусов и топливозаправочных контейнеров!

В Интернете публикуется презентация «Замены оставшихся в эксплуатации 490 троллейбусов автобусами Евро-5» в 2019 году. Под замену троллейбусов (1 ТП — 250 ед; 8 ТП-270 ед), которые просто спишут уже в следующем году, планируется закупить 490 новых автобусов, на что потребуется дополнительное финансирование из бюджета города Москвы на сумму в 6,97 млрд рублей.

Как эти планы сочетаются с постановлением Правительства Москвы от 21.08.2017 г. 546-ПП о закупке с 2021 г. вместо автобусов с ДВС исключительно электробусов и перепрофилировании автобусных парков в электробусные?

Зачем тратить огромные деньги на перепрофилирование троллейбусных парков под дизельные автобусы, если их эпоха, согласно многочисленным публичным заявлениям первых лиц Правительства Москвы, скоро закончится? Почему 20 июня т.г. Департамент строительства г. Москвы объявил тендер на строительство нового автобусного парка в столичном районе Митино (изначально проектировался и строился с 1998 г. как троллейбусный)?..

Складывается впечатление, что обещания мэрии Москвы о грядущей замене троллейбусов и автобусов электробусами — лишь ширма для ликвидации троллейбусного движения в Москве. Подобные решения ставят фаворита предвыборной гонки мэра С.С. Собянина в неудобное положение."

Бухгалтерия разрушения

Все идет к тому, что московский троллейбус, один из символов столицы, в скором времени уйдет в историю. Как известно, еще в минувшем году на заседании Госсовета мэр Москвы Собянин заявил, что электробусы «придут на смену существующему троллейбусному парку столицы». Недавно глава Дептранса Максим Ликсутов объявил маршруты троллейбусов, которые планируется заменить электробусами.

"НИ" уже сообщали, что на сайте госзакупок появился лот о закупке для ГУП «Мосгортранс» электробусов на 31 885 016 455, 85 рублей. На эти деньги столица могла бы приобрести свыше 1,5 тысяч отечественных троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

При этом каждый электробус обойдется в астрономическую сумму - 106 млн рублей! Из них примерно 35 стоит сам электробус, 15-20 - зарядная станция, остальное - сервисное обслуживание в течение 15 лет. В эти суммы не включена переподготовка водителей. А ведь электробусами Мосгортранс в скором времени планирует заменить и автобусы, и маршрутки…

«Эксплуатация электробуса на порядок дороже автобуса, - признается источник в московском Департаменте транспорта. - Использование ультрабыстрой зарядки требует стягивания больших мощностей на конечных станциях, прокладки подземных кабелей. Зарядка током свыше 250 ампер уменьшает срок службы аккумуляторов, ведет к простоям электробусов на конечных станциях для зарядки. Это неизбежно вынуждает увеличивать количество электробусов на линии и повышает расходы …».

Какие «приключения» ждут «иностранца» в России?

Ученые МГТУ им. Баумана подтверждают мнение эксперта из Мосгортранса. По их подсчетам, стоимость эксплуатация электробуса «существенно выше автобуса». Так почему же мэрия с таким упорством внедряет этот затратный и весьма спорный вид транспорта в столице? Версий несколько. По словам представителей мэрии, этот вид транспорта экологичен, современен и прост в эксплуатации. Однако, это не совсем так.

«Экологичность» электробуса – вопрос более, чем спорный: во всех электробусах стоят двигатели внутреннего сгорания для обогрева салона зимой. Кстати, не известно, как поведут себя электробусы в России зимой. К тому же они дорогие, тяжелые (возят с собой батарею, эквивалентную весу 20-ти пассажиров), маловместительные ( рассчитаны на 85 мест, в то время как троллейбус вмещает 100 -115 пассажиров). Но главное , у электробуса дизельный движок, который может не выдержать российскую холодную зиму… Но и это еще не все. Электробус не решит ни одну из транспортных проблем Москвы — ведь на эти деньги можно было купить много новых усовершенствованных троллейбусов, реально увеличив количество экологически чистого подвижного состава , число посадочных мест. То есть, иными словами, улучшить работу наземного транспорта. Однако, в рамках программы «Моя улица» были потрачены миллиарды рублей на переустройство троллейбусной контактной сети: десятки линий не используются, хотя на них подается так называемое охранное напряжение. Только на одном Щелковском шоссе реконструкция воздушной сети стоила порядка 250-ти млн рублей.

«Неувязочка вышла…»

6 августа этого года москвичи подписали на имя мэра Москвы петицию за сохранение троллейбусных маршрутов в центре города. На данный момент собрано более почти 19 тысяч подписей против замены троллейбусов на автобусы и демонтажа контактной сети внутри Садового кольца. В этой Петиции, в частности, говорится: « Троллейбус — экологически чистый транспорт, и в отличие даже от самых современных дизельных автобусов не производит выбросов в атмосферу. На сегодняшний день не существует наземного пассажирского транспорта, аналогичного троллейбусу по экологическим и потребительским качествам. Десятки городов по всему миру развивают и внедряют электрический транспорт, и только Москва считает троллейбус «устаревшим». Московский троллейбус — это больше, чем просто транспорт. Это часть нашей истории и культуры, отличительный признак городского пейзажа и бренд нашего города».

Еще одна «неувязка» связана с противоречивыми заявлениями мэра Москвы С.Собянина. Достаточно вспомнить заявление Сергея Семеновича от 23 августа 2016 года в эфире ТВЦ. Тогда он сказал: «Мы сокращать объемы троллейбусного движения не будем» (видео https://youtu.be/fCwX36o5tDQ?t=2105).

А в телеинтервью программе «Вести» от 2 июля 2016 года мэр категорично заявил Еще слух неверный – троллейбус "Б" очень даже остается. На широченном Садовом кольце троллейбусные провода и не видны». http://www.vesti.ru/doc.html?id=2771690 .

Однако, на деле происходит обратное. В 2019-2020 годах планируется перепрофилировать троллейбусные парки № 1 и № 8 под новую партию дизельных автобусов. Согласно информации, которая поступила в редакцию «НИ», главный инженер Мосгортранса П.Хмелев уже дал письменное распоряжение ГУП «Мосгортранс» выпустить на базе Сокольнического вагоноремонтного завода 408 электробусов. Письмо г-на Хмелева заканчивается словами: «Прошу вас направить в ГУП «Мосгортранс» коммерческое предложение на поставку производимого оборудования».

Заграница им поможет. А нам?

От электробуса вообще веет западным бизнесом. По словам источника «НИ», высокая цена электробуса обусловлена тем, что электромашина почти целиком будет состоять из ключевых импортных узлов и агрегатов - серийных электробусов и оборудования к ним в России не выпускается. Замена батареи за счет производителя также включена в стоимость контракта. «Сама система заряда и зарядное устройство прописано под единственного производителя импортных электробусов с зарядным пантографом SHUNG, что является нарушением антимонопольного законодательства, - считает источник. - Согласно Техзаданию Московского электробуса, прописан электропортальный мост, который производит единственный концерн ZF (Германия). Аккумуляторные батареи для электробусов тоже планируется поставить импортные. Компрессор, кондиционер, тяговые двигатели, электронное управление также прописаны под зарубежные образцы!».

Кстати

В то время, как Московское правительство развивает парк электробусов, в Европе все движется в обратном направлении. Вслед за Прагой троллейбусы решил вернуть Берлин,- на электротягу переведут 4 автобусных маршрута, подвесив 25 км проводов. В дальнейшем планируется построить ещё 51 км контактной сети, заменив на аккумуляторные троллейбусы еще 6 дизельных автобусов. В Париже также обсуждают возможность запуска троллейбусов нового поколения.

Подпишитесь