Posted 7 апреля 2020,, 08:27

Published 7 апреля 2020,, 08:27

Modified 7 марта, 15:03

Updated 7 марта, 15:03

Теплый стан: незаконная ветка метро вгрызается в природный заказник

Теплый стан: незаконная ветка метро вгрызается в природный заказник

7 апреля 2020, 08:27
Рассадив москвичей по квартирам на самоизоляцию, власти рассчитывали, что общественная активность сойдет на нет и можно будет спокойно, без протестов, продолжать непопулярные проекты. Отчасти это так – в продвигается строительство Коммунарской линии метро – техника уже у границ ландшафтного заказника Теплый стан.
Сюжет
Метро

Людмила Бутузова

Жители из своих окон видят: каждый день сюда подвозят все больше тоннеллепроходческих щитов, количество рабочих увеличивается. Строительная площадка на территории особо охраняемой природной зоны пока не развернута, но судя по всему это должно произойти в скором времени. Заключения государственной экологической экспертизы на строительство в зоне ООПТ нет, и трудно представить, как оно может выглядеть –согласно федеральным законам, строить на природной территории в принципе ничего нельзя, чтобы не нанести ей непоправимый урон.

- Массовые возражения жителей против строительства Коммунарской линии метро под ландшафтным заказником игнорируются чиновниками с 2015 года, – сообщает в редакцию «НИ» активист района Теплый Стан Владимир Семенов.- Бессчетное количество обращений граждан было в Департаменты природопользования Москвы, строительства, Москомархитектуру, в природоохранную прокуратуру, которая пересылала их в те же департаменты. Также поступал и Росприроднадзор. Активистам приходили ответы, что "всё по закону", давались ссылки на некие экспертизы,которых не было в открытом доступе. Самый последний ответ из Мосархитектуры пришел уже в дни карантина. В нем опять ничего, кроме усыпляющих заверений, что строительство не нанесет вреда заказнику.

Похоже, мы живем в разных мирах. Только слепой не видит,что метро легкого залегания разрубает территорию пополам. Строительство линейных объектов (к ним Москомархитектура причисляет перегонные тоннели метро) связано с серьезным воздействием на природные экосистемы, приводит к разрушению среды обитания и путей миграции объектов животного мира, причинению вреда природным комплексам. Мы не можем сейчас силой преградить путь технике. Но и молчать нельзя. Создали петициюв интернете, требуем от мэра Москвы отменить строительство перегона метро под ООПТ. За несколько дней петицию подписали уже свыше 500 жителей Теплого стана, и это число только возрастает! Помогите сделать наш голоссильнее! Загубленный заказник коснется всех…

Напомним: Ландшафтный заказник «Тёплый стан» располагается в границах Юго-Западного административного округа Москвы. Образован постановлением Правительства от 21 июля 1998 г. N 564 «О мерах по развитию территорий природного комплекса Москвы». Площадь заказника 329,18 га.

Беды начались в 2015 году, когда был объявлено о начале грандиозного проекта – строительстве метро из Старой Москвы в Новую. Коммунарская линия пройдет через шесть столичных районов и фактически станет дублером южных участков Сокольнической и Калужско-Рижской линий Протяженность от станции “Севастопольский проспект” до станции “Троицк” составит более 30 километров. На ней разместят 16 станций, с некоторых можно будет пересесть на три другие ветки и МЦК. Руководитель городского Департамента строительства Андрей Бочкарев в конце прошлого года заявил на портале mos.ru: « Сегодня уже идут работы на семи станциях на участке от «Улицы Новаторов» до «Коммунарки». В Теплом Станестанция "Улица Генерала Тюленева» расположится на границе 6-го и 7-го микрорайонов. Ландшафтный заказник “Теплый Стан” находится в шаговой доступности. Сейчас выполняются работы подготовительного периода по выносу инженерных коммуникаций с площадки. Об этом сообщается и на официальном портале мэра Москвы.

Протестная кампания против проекта линии метро на юго-западе Москвы идет уже два года. Самый мощный митинг был 15 марта. Разрешения добивались 12 раз – на всех этапах реализации проекта. Столичные власти как будто и не слышали о тотальном несоблюдение градостроительных законов Москвы и России, об угрозах жилому фонду, вырубке скверов и парков. На публичных слушаниях 27 тысяч человек выступили против проекта. Власти, как водится, подсчитали только тех, кто «за», но и их мнение особо никому не нужно, слушают только себя.. Тем не менее, эксперты настаивают: концепция проекта не обоснована, необходимые изыскания и расчеты не проведены, положенные согласования отсутствуют, технологический и финансовый аудит не проведен. Многие из них пришли на митинг и открыто высказались, что строительство этой ветки – градостроительное преступление. Она по сути – тупиковая; не решит транспортных проблем; повторяет ошибки МЦК; приведёт к коллапсу «оранжевой» ветки метрополитена после присоединения к станции Академическая еще одного огрызка.

Самое главное – новая ветка метро отсутствует в Генплане г. Москвы, но на её строительство в бюджете Москвы незаконно выделено 68,770 млрд руб. Активисты района Теплый Стан вопрос о несоответствии проекта метро Генплану подняли еще в 2015 году, перед публичными слушаниями углядев, что по старому плану линия метро имеет иную трассировку, не затрагивающую территорию ООПТ. Доводы, выдвинутые представителем НИПИ Генплана, что город развивается и поэтому не может соответствовать устаревшим градостроительным документам, вызывают по меньшей мере недоумение. Более того, Градостроительным кодексом города Москвы (ст. 4 ч. 1 п. 4) установлено: «… документация по планировке территории, не соответствующие Генеральному плану города Москвы, … не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части».

Градозащитница Елена Андреева выдвинула версию, почему проект метро делался наспех и втайне от жителей и почему у отцов города надо вытягивать клещами хоть какое-то объяснение их конспиративных действий? Метро неглубокого залегания (всего 20 метров) планируется «втиснуть» между существующим коллектором, идущим через заказник, и Большим Тропаревским прудом. Будут нарушены гидрогеологические условия района, произойдет существенное понижение уровня грунтовых вод, пострадает и лес, и пруд, и его многочисленные ручьи и родники, некоторые из которых обустроены на средства жителей (родник Холодный). Изъятие участка в центре зоны отдыха фактически уменьшает территорию природного комплекса города вдвое и не исключает дальнейшей застройки.

Действительно, на всех московских станциях этой ветки в планировки закладывается строительство многоэтажной коммерческой недвижимости, чтобы оправдать расходы на метрополитен. Однако в Теплом Стане этот вопрос старательно обходится и даже отрицается властями, но веры у людей, которых уже не раз обманывали, нет. Ведь даже на слушаниях жители участвовали не в корректировке границ ООПТ, как это декларировалось, а именно за изъятие участка, изменения его разрешенного использования. И это вопреки Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» (ст. 58 ч. 3, 4), который устанавливает, что все ООПТ, в т. ч. государственные природные заказники образуют природно-заповедный фонд, изъятие земель которого запрещается.

Немаловажен и такой момент: за последние четыре года на территории зоны отдыха, в центре которой планируется установка вентиляционных шахт, было проведено несколько реконструкций, реабилитаций, благоустройств и "обустройств". Общую сумму работ подсчитать невозможно, но даже по данным открытых аукционов, на благоустройство зоны отдыха было потрачено более 200 миллионов рублей. Получается, что власти, одобрявшие эту хозяйственную деятельность, не знали, что планируется капитальное строительство прямо посреди зоны отдыха со всеми вытекающими последствиями – подъездные пути для тяжелой строительной техники, рабочий городок, места для складирования стройматериалов? Или просто спустили деньги в трубу и по карманам. Где гарантии, что после строительства метро не потребуется новых сотен миллионов на новую реабилитацию территории?

Тяжба Теплого Стана с московскими властями идет пятый год и превратилась в «неразрешимую» задачу: выполнить требования федерального закона – значит скорректировать трассировку метро, а это в свою очередь означает, что надо выполнять и генплан города, который чиновники уже так измочалили, что сами запутались, в каких случаях он является законом, а в каких – абстрактным искусством. Что касается Коммунарской ветки, то ее, похоже, так и нарисовали – ломаной линией через районы, не заморачиваясь ни жилой застройкой, ни остатками зеленых территорий.

Жители Юго-Запада столицы запустили сайт и группы в соцсетях, где собирают подписи против проекта, организовали общественное движение «Стопметро». "Это типичный феномен not in my back yard, не на моем заднем дворе", –говорит о протестах против Коммунарской ветки Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. Блинкин живет в Гагаринском районе. По его словам, жители районов "старой Москвы" действительно имеют мало выгоды от новой ветки, но сам проект нужен для развития столицы, так что перед проектировщиками стоит сложная задача – приложить максимум усилий, чтобы учесть все интересы. Ощущение, что они {власти} считают метро абсолютным благом, не предполагают, что оно также может принести жителям и сложности.

Муниципальные и городские депутаты пытаются стать посредниками между жителями и властями. Депутат Московской городской думы Наталия Метлина подробно рассказала на своей странице в социальной сети Facebook, о прошедшем в ноябре прошлого года заседании по теме развития столичного метрополитена. «Комиссия по градостроительству сегодня была полностью посвящена строительству новой ветки метро, которая пройдет из Коммунарки через Академический и Гагаринский округа. Это особые точки на карте Москвы - здесь бьется интеллектуальный пульс нашей страны. Конечно, то, что происходило сегодня - должно было произойти несколько лет назад на общественных слушаниях. И то, что Елена Николаева взяла на себя огромный труд - усадить всех за стол переговоров - и тех, кто кровно нуждается в новой ветке, и тех, кто боится за свои дома, под которыми на небольшой глубине пройдет тоннель. Я не уверена , что это последняя встреча. Но сегодня произошел прорыв - все стороны услышали друг друга».

По иронии судьбы именно в это время началось очередное противостояние граждан с московскими властями – пришли ответы на тысячи жалоб в прокуратуру и Администрацию Президента по следам апрельских слушаний. В апреле обсуждать было дозволено только тот участок ветки, который затрагивает твой район. Федеральные власти разрешали знать все.

- Затрагивать ветку в целом - «не вашего ума дело» - так мне заявили в управе Обручевского района, когда я пыталась выяснить элементарные параметры: загрузку линии в час пик и глубину залегания метро на всем протяжении – от центра до Коммунарки, - рассказала «НИ» рядовая жительница района Наталья Морозова. - А я ведь в принципе не против метро, всего лишь хотела, чтобы дали побольше жизненно важной информации, а не так, как сейчас принято: сначала одобряйте, а потом увидите, что из этого получится».

Если уж с лояльными не церемонятся, то крикунов-активистов в управах разве что тряпками не разгоняли.

В Мосгордуме по инициативе депутата Елены Янчук (фракция КПРФ) срочно созвали Круглый стол «Решение проблем, возникающих при строительстве новых веток метро». «Мы хотим более детально разобраться в ситуации, которая вызвала социальный взрыв в трех районах Москвы. Кроме того, сегодня мы хотим заявить, что жители ЮЗАО не против проекта Коммунарской линии метро. Дело в трассировке участка и его целесообразности».

Оппозиционные депутаты также захотели побороться с мифами, будто жители не могут судить о проектах метро профессионально. «Это не так, в Академическом, Ломоносовском и Гагаринском районах живут образованные москвичи, научная элита. И эти люди способны разобраться в проектах планировки территории линейных объектов, Генеральном плане Москвы и Адресных инвестиционных программах. Эти документы не должны обслуживать капитал, они должны работать для москвичей», - заявила Елена Янчук.

Естественно, собравшиеся не подкачали и пришли к тем же выводам, что и выступившая житель муниципального округа Гагаринский города Москвы, эксперт по техническому надзору за безопасным ведением работ в промышленности Елена Силина: «Есть два решения проблемы: чиновники признают свои ошибки, проект планировки новой линии метро отменяется или переделывается без строительства открытым способом. А высвободившиеся средства решением депутатов Мосгордумы направляются на другие проекты развития города».

Депутат Совета депутатов муниципального округа Академический в городе Москве Левон Смирнов призвал не верить чиновникам: «Почему жители не верят чиновникам, что все будет хорошо? Самый свежий пример 2019 года: здание театра «Сатирикон», которое треснуло при строительстве новой станции метро. Об этом и о других примерах говорили в СМИ.

Еще один важный момент – отсутствие материалов инженерных изысканий по новой ветке. Они не представлены, как и документы, подтверждающие соответствие лиц, их производящих. В текущей редакции проекта на сайте mos.ru их тоже нет, они только обещаны. Это прямое нарушение.

Взывание к разуму чиновников происходило буквально за считанные дни перед эпидемий коронавируса. Был шанс, что в месяц карантинных «выходных», который президент дал всем, мэрия тоже возьмет паузу, чтобы устранить ошибки и привести в порядок документы по Коммунарской ветке. Этого не произошло, запряженные кони ждать не стали и понеслись по стройкам во весь опор.

Надо ли говорить, что и время для гонок совсем не подходящее? Москвичи не знают, как уберечься от коронавирусной заразы, потеряли работу, остались без денег, бюджет, как заявил мэр Собянин, «треснет»,если помогать всем. Только инвесторам, осваивающим территории Новой Москвы это нипочем.Торопят правительство Москвы, им нужно, чтобы стройка метро шла быстрее, чтобы продавать панельные клетки подороже.

В этой ситуации петиции к властям остановить ненужное строительство в Москве представляется своевременным и актуальным. Также как и направить 69 млрд., выделенных на метро, на другие, действительно важные дела. В конце концов, это наши деньги, и нам решать, как ими распорядиться в трудную минуту.

"