Posted 6 сентября 2019,, 15:13

Published 6 сентября 2019,, 15:13

Modified 7 марта, 15:25

Updated 7 марта, 15:25

Троллейбус-автобус-электробус: как мэрия три раза перестраивает один и тот же парк

Троллейбус-автобус-электробус: как мэрия три раза перестраивает один и тот же парк

6 сентября 2019, 15:13
Столичный Дептранс решил в третий раз перепрофилировать строящейся автобусный парк в районе Митино. На этот раз под эксплуатацию электробусов. Первоначально парк проектировался и строился как троллейбусный. Однако никаких официальных распорядительных документов о пересмотре проекта в свободном доступе "НИ" не нашли.

Но жителям не стоит радоваться: электробусы с ультрабыстрой зарядкой, а именно такими псвевдоэкологичными машинами заменяют сейчас троллейбусы, оборудуются дизельным отопителем, выхлоп которого в холодное время года равен половине выброса дизельного автобуса.

История позорного долгостроя времен Лужкова-Собянина берет свое начало в далеком 1998 году. Именно тогда начали возводить троллейбусное депо на 250 троллейбусов. Планировалось запустить 5 маршрутов, в том числе из Митина до метро "Тушинская" и "Сокол", для чего необходимо было проложить 17,2 км контактной сети. Однако уже в 2007 году вялотекущее строительство было окончательно заморожено из-за "отсутствия финансирования". Новое правительство Сергея Собянина пообещало достроить троллейбусный парк, запустив экологичный транспорт. Но... А дальше следует уже набившая оскомину маленькая победоносная война мэрии Москвы с троллейбусом.

Протокол "выездного совещания" по объектам транспортной инфраструктуры района Митино от 19 января 2013 года за подписью ныне уволившегося зама Ликсутова Евгения Михайлова не оставлял троллейбусам ни малейшего шанса. Решено было территорию троллейбусного парка в 8.6 га - та, что ближе всего к окнам жилых домов - отдать автобусам (перевести закрытый 12-ый автопарк из Красногорска), объединив с площадкой у местной ТЭЦ, предназначавшейся для открытой стоянки автобусов на 100 автобусов. Так что в общей сложности жителям 8 микрорайона Митина пришлось бы мириться с транспортным парком на 350 автобусов.

Самое любопытное - причина отмены строительства троллейбусного предприятия: невозможность размещения тяговых подстанций, мол, нет свободных земельных участков. Согласитесь, согласовать строительство троллейбусного парка юридически невозможно, если изначально нет технической возможности провести соединительную троллейбусную ветку.

Однако, рассказывает "НИ" житель Митина, экс-член общественного совета при ГУП "Мосгортранс" Сергей Мизеркин, технические сложности, действительно были, но абсолютно разрешимы. Показывает ответ Департамента транспорта и связи г. Москвы за 61-04-3655/8 от 9 сентября 2008 года. В тексте написано: "Для ввода троллейбусной линии по Волоколамскому шоссе необходимо строительство семи тяговых подстанций (ТП): 1В; 2М; 4М; 5М; 1М; 3М; 6М. На ТП1В, 2М, 3М, 4М, 5М получены акты разрешённого использования (АРИ), которые утверждены распоряжениями Префектов СЗАО и САО". Несогласованным осталось размещение на ранее отведенных участках 2-х подстанций в районе метро «Тушинская» (№1М) и улице Саломеи Нерис (№6М).

А вот еще любопытный многостраничный документ под витиеватым названием "Справка о необходимости завершения строительства троллейбусного парка в микрорайоне Митино», разработанный "МосгортрансНИИпроектом" еще в 2010 году. Согласно ему, ввод трех тяговых подстанций позволил бы открыть троллейбусное движение внутри района Митино "без выезда за пределы МКАД", а при строительстве пяти подстанций и "частичном пересекционировании действующей контактной сети" система электроснабжения обеспечила бы движение до 13 пар троллейбусов из центра города в Митино по Волоколамскому шоссе.

Жители, конечно, писали обращения, жалобы, собирали подписи, http://www.yabloko.ru/blog/2015/10/14

но Дептранс был непреклонен. В конце августа прошлого года департамент строительства заключил контакт на строительство Митинского автобусного парка. И это несмотря на Постановлением Правительства Москвы от 21.08.2017 г 546-ПП, в котором говорится, что с 2021 г. вместо дизельных автобусов столица будет приобретать исключительно электробусы, а автопарки - переоборудовать в электробусные.

Нет, чиновники не лишали жителей надежды - парк в Митине обещали перепрофилировать под электротранспорт, но когда-нибудь потом, после 2021 года.

Единственная "радость" - автопредпритиятие решили сделать для "экологически чистых" автобусов на компримированном природном газе, пристроив рядом с парком перед окнами многоэтажек газовую АЗС. Впрочем, "экологичность" газовых автобусов весьма условная. По данным «Мосэкомониторинга»(ответ есть в распоряжении Редакции), при среднем пробеге в 60 тыс. км в год выбросы одного газового автобуса большой вместимости 5-го экологического класса составили бы 21 кг оксида углерода, 150 кг оксидов азота, 60 кг летучих углеводородов». Разве что сажи нет.

И тут случилось нечто. В июле в Дептрансе объявляют, что в Митино будет электробусный парк.

"Складывается впечатление, что перепрофилирование парка произошло на бумаге и это не более чем удачный, как кажется мэрии, пиар-ход перед выборами в Мосгордуму .", - утверждает Мизеркин и показывает выдержку из другого документа, годичной давности, за подписью того же Пронина (есть в распоряжении Редакции). А там черным по белому написано:

"для перепрорфилирования Митинского парка под эксплуатацию электробусов потребуется выполнить перепроектирование, списание средств, потраченных для разработки проекта автобусного парка, а также выделить земельные участки для строительства подстанций и объектов зарядной инфраструктуры. В короткие сроки выполнить указанные мероприятия не представляется возможным".

(Да уж, пересмотр проекта троллейбусного парка в автобусный затянулся на 5 лет и потребовал дополнительное бюджетное финансирование. Только корректировка проектно-сметной документации под автопарк обошлась столичному бюджету в 49,2 млн рублей. Более чем на 100 млн выросла стоимость строительства автобусного парка по сравнению с троллейбусным: с 1 млрд 335 млн рублей до более чем 1,5 млрд рублей).

Но в письме Дептранса 61-14/25/3/9 утверждается обратное: "Дополнительно сообщаю, что предварительно проработаны вопросы обеспечения электротранспорта электроэнергией, потребности в зарядных устройствах, маршрутной сети и мест зарядки в районе Митино. Планируемый срок окончания строительства электробусного парка - июль 2020 года".

- Юридически такой ответ ничтожен: не было распоряжения ведомства Ликсутова о перепрофилировании парка. Департамент строительства не размещал государственный заказ на корректировку проектно-сметной документации под эксплуатацию электробусов, - возмущается г-н Мизеркин. - Так что парк строится по проекту - под газовые автобусы. А всё, что связано с электробусами, на мой взгляд, незаконная самодеятельность чиновников, которая подпадает под статьи "Растрата" и "Превышение служебных полномочий".

Впрочем, по словам активиста, несмотря на отсутствие разрешительной документации, Мосгортранс реально просчитает размещение в парке 200 электробусов, остальные 70-100 машиномест все равно отведут под обычные автобусы. Правда, сроки завершения строительства "сползли на "середину 2021 года", когда формально закупать новые дизельные автобусы будет нельзя. Неприятным сюрпризом для митинцев станет факт невозможности по техническим причинам перевода на электротягу всех автобусных маршрутов района (только малоинтенсивные типа 210,240,252, 837). Протяженные магистральные автобусные линии с высокой частотой движения №№ 904, 904к обслуживать электробусами с зарядкой на остановкой и вовсе невозможно. Здесь выручат только электробусы с динамической зарядкой от троллейбусных проводов, но этот вариант даже не рассматривается, хотя, как писали "НИ", такие усовершенствованные троллейбусы с большим автономным ходом намного дешевле электробусов с ультрабыстрой зарядкой, как по стоимости самого подвижного состава, так и в обслуживании.

Организация же чисто троллейбусного движения в Митине позволит сэкономить более 4-х миллиардов рублей (по сравнению с электробусами с ультрабыстрой зарядкой) даже при условии строительства троллейбусной сети с подстанциям (500-600 млн рублей).

"