Posted 5 декабря 2019, 12:39
Published 5 декабря 2019, 12:39
Modified 25 декабря 2022, 15:58
Updated 25 декабря 2022, 15:58
Более того, Петербург оказался в лидерах по числу отравлений синтетическими наркотиками. Как так получилось? И кто он по типажу – современный питерский наркоман?
Евгений Колесников, Санкт-Петербург
По данным Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, за первые шесть месяцев текущего года с наркотическими отравлениями в больницы города были доставлены 1729 человек, из них 531 горожанин скончался, а по прописке умерших от передоза лидирует Невский район – 158 человек.
В школьном туалете…
В 90-е Петербург, само собой, не отставал от всей России в страшном наркотическом буме. Немного воспоминаний от нашего корреспондента, который в то время был школьником. Про школу той поры нынешние подростки даже не верят. Но ведь действительно туда свободно заходили наркодилеры, тем более, это были ни какие-то взрослые дяди мексиканского вида, а почти ровесники. Те, кто работал на подхвате. Процесс купли-продажи, конечно, происходил в мальчиковом туалете. Тем более, все учительницы женщины, они туда сунуться не могли. Продавали, конечно, преимущественно траву, но порой и «хмурый». Это уже для состоятельных подростков. Про кокаин, конечно, речи не было. Из тех ребят, что подсел на герыч, я знаю только одного, который выжил и начал нормальную жизнь, правда, прихватив из прошлого гепатит Б. Наркотики употребляли на чердаках, тогда они были совершенно открыты. Там же и засыпали в балдяке надолго, а родители сходили с ума, ведь и мобильных телефонов не было.
Мнение
Александр Панов, экс-футболист «Зенита» и сборной России, бывший наркоман:
- Я родился в пригороде Петербурга Колпино. Это заводской городок, парни простые, из рабочих семей. Развлечений мало, любили собираться по подвалам, чердакам, играли в карты, слушали рок на кассетнике. Ну а подростковый возраст ведь еще и пришелся на 1990-е. Вот же времечко было… Чуть ли не каждый подъезд в Колпино был наркоточной. Мы, местные пацаны, умом не блистали. Пробовали любую дрянь. Естественно, рано начал курить, кажется, во втором классе. В 11 лет попробовал портвейн «три топора». И понравилось пить. А потом подсел и на наркоту. Был в те годы такой популярный наркотик – «черная» у нас назывался. Почти все мои друзья того времени уже давно в могиле. Меня же выручил спорт. И то, что все же не стал пробовать героин. Когда выступал уже в дубле «Зенита», чуть не умер от передозировки. Но продолжал. Мог с месяц пропускать занятия, «кумарил». А спас меня от неминуемой смерти Китай. Была у «Зенита» поездка в эту страну, и пригласил меня клуб «Боатанг». В аренду взяли. Поехал, по тем меркам платили нормально. Естественно, вырвался из привычной среды, от дружков колпинских. А там, в Китае, ежедневно трехразовые тренировки! Штанги тягал больше своего веса! Бегал сумасшедшие кроссы. Дисциплина в Китае армейская. Так от наркотиков и отошел за год там. Переломался. Форму набрал физическую невероятную. Это помогло попасть в основной состав «Зенита» при тренере Анатолии Федоровиче Бышовце. И дальше карьера пошла в гору. А на счет советов, как завязать… Знаете, все и так всё прекрасно понимают. Только сила воли и огромное желание.
«Плюс мажоров – не шли на криминал»
Сейчас считается, что в 90-е наркоманы были из маргинальной среды – некий «люмпен-класс». Отчасти это так, на окраинах Питера это дело зашкаливало, особенно в районах Купчино и Оккервиля. Страдал весьма Красногвардейский район, знаменитая гопниками Охта. Местный нарколог Олег Дорофеев рассказывал нашему корреспонденту: «Загремит парень в больницу, отравившись какой-нибудь гадостью, его автоматом ставили на учет в местный наркодиспансер, по месту жительства. Он потом должен посещать нарколога с определенной периодичностью. Кто-нибудь это делал? Да один из десяти, если не меньше! Конечно, это были ребята, в основном, из неблагополучных, бедных, пьющих семей. Но были исключения – подростки использовали карманные деньги обеспеченных родителей на дрянь. Единственный плюс мажоров – они не шли ради дозы на криминал».
Справка «НИ»
По данным Государственного антинаркотического комитета РФ за 2018 год, Санкт-Петербург вошел в десятку лидеров по регионам, где «показатель отравлений синтетическими наркотиками превысил среднероссийский уровень». А именно, в прошлом году было зарегистрировано 66,1 случая отравлений на 100 тыс. населения.
Да, криминала из-за повальной наркомании в Петербурге 90-х было немало. Банковских карточек не водилось еще особо, люди носили деньги с собой, что удобно для гоп-стопа. Страдали самые незащищенные – пенсионеры, женщины. Как вспоминал в разговоре с корреспондентом «НИ» ныне известный писатель и сценарист Андрей Кивинов, а в 90-е оперуполномоченный милиции по Приморскому району Андрей Пименов, «одно время две трети преступлений приходилось на наркоманов. Для нас, хотя жертв было откровенно жалко, старушки несчастные, преимущество было в том, что наркотов мы неплохо знали, учетная база имелась, раскрытия шли хорошо».
Справка «НИ»
Недавно в поселке Обуховец Ленинградской области была обнаружена нарколаборотория, которая «кормила» сразу несколько регионов – еще Санкт-Петербург, Псковскую и Новгородскую области. Стоимость только готового товара, по подсчетам оперативников полиции, могла достигать 10 миллиардов рублей!
Даркнет в помощь…
Ну ладно про 90-е. Почему же в Питере произошел наркотический ренессанс? И кто по типажу невский наркоман? Начнем со второго вопроса. Тут есть конкретные данные от специалистов Международного центра экономики, управления и политики в области здоровья при Санкт-Петербургской школе экономики и менеджмента. Они проводили масштабное исследование в рамках программы изучения «Новое поколение наркопотребителей в Санкт-Петербурге», опрашивая молодежь от 18 до 26 лет. Итак, какие результаты и тенденции: 70% употребляли хотя бы раз амфетамин (так называемые «спиды»), чуть реже мефедрон; героином почти никто не балуется, так как «это вредно»; 89% никогда не общались с другими наркоманами (эта цифра, как кажется, говорит о лукавстве респондентов). Но интереснее далее: 92% молодых петербуржцев, периодически или регулярно употребляющих наркотики, не имеют тюремного опыта, 95% не имеют опыта лечения от наркозависимости. И еще: большинство опрошенных – студенты либо люди с высшим образованием.
Получается, наркотик теперь некий элемент красивой жизни для «продвинутой» и «благополучной» молодежи. Наверное так, чему способствует так называемый «черный» интернет (даркнет). Именно там есть два ведущих сайта (не будем приводить их названия по понятным причинам), которые обеспечивают дурью дураков. Почему дураки? Наркологи утверждают, что зависимость от «как бы легких драгсов» также неумолима, как в случае с тяжелыми. И ощущение, что это легко бросить в любой момент – крайне обманчивое.
А что касается, почему наркотики в Питере вновь в тренде, может быть разъяснит следующий эксперт:
Мнение
Игорь Павлов, бывший сотрудник Госнаркоконтроля по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
- Как известно, в 2016 году наше ведомство было упразднено указом президента РФ. Части сотрудников предлагалось перейти в органы МВД, часть оказалась на улице. По моему глубокому убеждению, это было ошибочное решение. Сотрудники Наркоконтроля далеко не сразу, но получили конкретный опыт борьбы с наркомафией, которая в России невероятна сильна, к тому же только крупнейших группировок около восьми. Петербург, как известно, портовый город со всеми из этого «наркотическими» вытекающими. Во-первых, кокаин массово идет из Южной Америки, часть которого оседает в городе. Во-вторых, есть Эстония, куда по воде отправляется «наш петербургский» синтетический наркотик типа альфа-пирролиденинопентиофенона, для дальнейшей продажи в европейские страны. Кажется, сейчас борьба с наркомафией на уровне силовых органов ослабла…
Есть и еще любопытные статистические данные от экспертов DrugStat. По их исследованиям, через «черный» интернет петербуржцы за три летних месяца 2019 года сделали 110 307 покупок наркотических веществ. Можно представить годовой объем. Продажа идет через разные электронные кошельки, а получение происходит бесконтактно – специально обученные люди, зачастую подростки, делают «закладки» в разных укромных местах города. Пришел-увидел-употребил.
Поэтому что тут удивляться питерскому наркотическому буму. Наркосистема работает, а вот Наркоконтроль упразднен.
Кстати
В феврале этого года гражданин Азербайджана Мурад Касымов на Невском проспекте врезался на пешеходном переходе в группу людей, что привело к смерти двоих, причем гостей города - москвички и гражданина США. Касымов признался, что в одном из развлекательных клубов на Думской улице прямо перед тем как сесть за руль «употребил» так называемый «шарик». Это сейчас модная штука среди продвинутой в определенном вопросе молодежи – «шарик» для достижения эффекта нужно вдохнуть в легкие. Результат – состояние эйфории, немотивированная веселость, несвязная речь. Все признаки наркотика, однако закись азота в России не запрещена, так как используется в некоторых отраслях промышленности и в медицине. Этим пользуются дельцы, которые продают «шарики» рядом с центральными ночными клубами Петербурга за 200 р. штука. С утра в субботу и воскресенье можно увидеть, как главные улицы северной столицы забросаны «кожурой» от «шариков». Это результат ночного веселья. Между тем, полиция бездействует, объясняя это тем, что на продавцов «шариков» нет соответствующей статьи УК.